Евгений Спасский
Галерея религиозной картины "ЮЖНЫЙ КРЕСТ"



Сон о Египте

Осень

Город. Зимний вечер

Утро

Зима в городе

Весна

Уход
Каталог работ, выставленных в галерее
"Южный Крест"


Автопортрет. 1923.
Кар. 34х25,5;

Цикл "Странник":

1. Город. Зимний вечер.
1942. Акв. 29,5х39,5

2. Зима в городе. 1942.
Акв. 39,5х29,5

3. Зима в лесу. 1943
Акв. 39,5х30

4. Утро. 1943.
Акв. 39,5х30;

5. Весна. 1943.
Акв. 39,5х30;

6. Лето. Вечер. 1943.
Акв. 39,5х30;

7. Осень. 1942.
Акв. 39,5х30;

8. Ветер (Набросок). 1942-43. Кар. 39,5х29

9. Уход. 1943.
Акв. 39,5х29,5;

Автопортрет. 1942.
Акв., кар. 39,5х29,5.

Во всём человек. 1945.
Акв. 32х30,5.

Автопортрет с бородкой. 1950. Акв., смеш.техн. 38х29.

Автопортрет с галстуком в косую клетку. 1934.
Цв.кар. 32х24.

Осень. 1944.
Акв. 39,5х30,5.

Встреча (Руслан).
Цв.кар. 48,5х39. 1948.

Сон о Египте. 1948.
Акв., смеш.техн.

Виолончелист. 1948.
Акв.

Размышление о войне ("Когда же кончится война?"). 1943. Акв., цв.кар
.

 

Евгений Дмитриевич Спасский (1900-1985) родился в Киеве. Учился в Тифлисской школе живописи, ваяния и зодчества при Петербургской Академии Художеств. В 1914 году познакомился с Д. Бурлюком; с 1917-го выставлялся вместе с футуристами. В том же году начал заниматься в московской студии Бакланова, Северова и Леблана. Работал как монументалист, пейзажист, книжный оформитель, портретист и театральный художник. Более 14-ти лет посвятил церковной живописи. Постепенно выкристаллизовалось собственное направление, соединявшее иконописные традиции с опытом западно-европейского Возрождения. Наследие Спасского составляет около 600 работ, которые находятся в ГТГ, РГАЛИ, собрании Д. Бурлюка в Нью-Йорке, музеях Соликамска, Шуи, частных собраниях в США, Канаде, Франции, Румынии, Германии, Австралии, Швейцарии. При жизни Спасского было проведено две его персональных выставки: в 1976 (Шуйский краеведческий музей) и 1983 (Институт им. Курчатова). С 1987 было проведено 8 персональных экспозиций в залах Москвы; наибольший резонанс вызвали показы религиозно-мистической живописи в Музее "Природа и фантазия" в бывш. церкви Симеона Столпника (1989,1990) , живописи и графики в выставочном зале Черемушкинского р-на "Беляево" (1991).


Войти в галерею

ПРОСНИСЬ, ЧЕЛОВЕК!
Религиозно-мистическая
живопись современных
художников России

 

Посмотреть работы -- Фонд наследия Евгения Спасского и галерея религиозной картины "Южный Крест" представляют художественный проект "Странник":

15-24 марта 2002.
ЦДХ. Московский
международный арт-салон

2-14 апреля 2002.
Выставочный зал "На Каширке".
Галерея "Южный Крест"
(кроме понедельника и вторника)

Справки по телефонам: (095) 925-8603, 112-9333, 184-2630

ПО ШКАЛЕ ВЕЧНОСТИ

Евгений Спасский пришёл в живопись на переломе эпох. Рушилась старая и создавалась новая империя, поглощаемые линзой тотальности, вспыхивали и гасли лучики независимого искусства. Юный художник смело ринулся в водоворот русского авангарда, пробуя себя в разных стилях и жанрах. "Был футуристом, и кубистом, и пуантиллистом, импрессионистом, конструктивистом и, наконец, супрематистом, - вспоминал он позже. - Каждое течение что-то давало и оставляло в душе след. Серьёзное увлечение каждым течением приоткрыло маленький уголочек большого целого. Это всё было нужно, как я теперь понимаю. Но всё это одна грань многогранной призмы. И неумолимо влечёт к синтезу и искусства и жизни. И чувствую, что они должны быть слиты в один грандиозный поток. Но как найти этот синтез?"
Когда революционные страсти улеглись, в 1930-е годы Спасский приходит к убеждению, что синтез следует искать там, где живопись становится духовной традицией, а искусство - результатом внутренней трансформации. От увлечённости авангардом художник переходит к кропотливому изучению европейского Ренессанса и православной иконописи. С этими двумя живописными традициями он будет вести диалог до конца своих дней.
В общей сложности около 14-ти лет Спасский посвятил церковной стенописи, периодически писал на заказ иконы, лично был знаком с патриархами Тихоном и Алексием (Симанским), последний из которых восхищался работами художника. В отличие от ряда русских философов, интересовавшихся вопросами искусства (А.Ф. Лосева, например), Спасский осознавал глубинное родство между художественными методами Запада и религиозной интуицией Востока. В советские годы, когда порвалось множество капиллярных нитей между наукой, искусством и философией, видные деятели культуры оказались в эмиграции, было фактически уничтожено живое церковное искусство, на темы исследований зачастую накладывалось идеологическое вето, явился соблазн развести живопись Возрождения и икону по разные стороны метафизических "баррикад". Именно в те годы создаются Спасским главные религиозно-мистические полотна, где он показывает возможность подлинного синтеза между двумя этими направлениями.
Но до того, как добиться этого небывалого синтеза в искусстве, требовалось приобрести новую психологическую настроенность, мироощущение, позволяющее впитывать из потока Реальности бесценные, почти неуловимые частицы эмоций, мыслей и ощущений, без которых невозможно новое творчество. Период, когда художник готовил себя к внутреннему перерождению, приходится на середину 1920-конец 1930-х годов и является наиболее трудночитаемым временем его биографии. Традиция предстаёт Спасскому великим Сфинксом, черты которого полирует не песок и ветер, а душа живописца, решающего главную загадку: "Почему мы воспринимаем Реальность именно так?". С ответа на этот вопрос начинается путь к мастерству, индивидуальный художественный метод.
Многолетний поиск собственного Метода, магического "ключа жизни" кристаллизуется в акварельном цикле "Странник", написанном в Тбилиси, в самый разгар II мировой войны. "Странничество Бога ради" (xeniteia dia Qeon) составляло специальный вид восточно-христианской аскезы, поэтому далеко не случайно, что Спасский использует в нём множество иконописных приёмов в разделке пейзажа и отдельных фигур (преломленных, разумеется, его творческой индивидуальностью).
Природа, "дела человеческие" наблюдаются сквозь призму "инокопи", "лещадок", "завитков", "кремешков", "угольничков" и "кавычек", разложенного на векторы струения воды и воздуха. Изменение рельефа лица синхронизировано со сменой времён года. Путь оправдан, когда достигнута непрерывная поступательная целостность. Излучение Нового Человека пронизывает ветхое строение мира. На ладони Мастера трепещет листопадом хрупкий шар…

Роман Багдасаров



КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Секция представляет собой подобие мастерской художника Евгения Спасского в 1920-начале 1950-х годов, когда происходил его наиболее интенсивный внутренний рост, вырабатывался индивидуальный художественный метод. Это не просто комната, а "внутренняя камора", "храмина души" - образ впервые появляющийся в Евангелии, и затем подхваченный восточно-христианским аскетизмом. (Иконопись была одним из направлений аскетического "внутреннего делания"; в традиционной культуре она скорее являлась не "искусством" в расхожем понимании, а способом изменения собственной души, в чём-то сродни иисусовой молитве и алхимии). Спасский был весьма уравновешенным, стремящимся к внутренней гармонии человеком. Он считал, что для постижения тайн живописного мастерства нужно обращаться как к духовному опыту православной иконы, так и к живописи Возрождения. Около 14 лет посвятил художник церковным росписям, а свой диалог с Леонардо и Рафаэлем вёл, создавая в масле религиозно-мистические портреты (большинство их написано как раз по окончании указанного периода в 1950-80-е гг.).
Экспонируемые произведения можно разбить на три группы: портреты, цикл "Странник" (в определённом смысле центральный) и аллегорические картины ("Сон о Египте", "Осень", "Встреча" и др.). Поскольку помимо живописи Спасский уделял много внимания музыке (исходя из теории изначального единства искусств) размещение картин имитирует развитие темы в музыкальной пьесе. За портретом и начальной краткой справкой следует один из самых ранних автопортретов, затем эскиз к "Страннику" и т.д. Разновысотность диктуется расположением струн на грифе виолончели (это собственноручно сделанная заготовка - за свою жизнь Спасский сделал несколько музыкальных инструментов). Ведущая струна - автопортреты, две второстепенные - "Странник" и аллегории. Струны виолончели буквально растянуты по всему периметру секции, но не все из них… Подписи к картинам включают представляют из себя эллипсы, наклеенные на стену и, сочетаясь с контурами картин, напоминают нотные знаки. Тройственность струн и живописных тем - соответствуют Уму, Слову и Духу, составлющим, согласно Святым Отцам основу внутреннего мира человека.
Выстроенная по горизонтали экспозиция начинается и оканчивается автопортретами. Центральное (но не строго центральное) положение занимают две аллегорические картины "Сон о Египте" и "Встреча", которые символизируют Ветхий и Новый Заветы и соотносятся с висящей ближе к концу "Во всём человек". Последней работой как бы завершается творение художником своего внутреннего мира: вобрав полноту духовного опыта он видит отражение внутреннего мира во внешнем и наоборот.
Стоящий на мольберте портрет виолончелиста - ключ к тематике экспозиции. Предполагается также время от времени негромко прокручивать записи с любимыми произведениями Спасского, которые исполняла виолончелистка И.А. Морозова, с которой он тесно сотрудничал.
Данная концепция является попыткой проникнуть в святая святых художника: то внутреннее пространство, inner space, где "творчество" и "обычная жизнь" существуют в неразрывном единстве.

Вера Головина, Ольга Аннушкина, Роман Багдасаров

Евгений Дмитриевич Спасский
(даты биографии)


18.08.1900 - родился в Киеве
1902-1915 - жизнь на Кавказе (д. Тионеты, Тифлис и др.)
1912-1915 - обучение в Тифлисской школе живописи, ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств
1914 - знакомство с футуристами
1917 - первая выставка (совместно с Д. Бурлюком)
1917-1918 - занятия в студии Леблана на Тверской (Москва)
1918-1919 - участие с Д. Бурлюком и Б. Четвериковым в футуристическом турне по Востоку России и Сибири
1919-1920 - призыв в армию, служба в военной типографии, художник-декоратор в Омском оперном театре
1920-1921 - декоративная мастерская в Самаре
1921 - переезд в Москву, работа художником в военных организациях
1922 - демобилизация, дружба с В. Хлебниковым
1924 - написана "Медитация" (хр. в ГТГ)
1922-1935 - художественная работа монументалистом, декоратором, книжным оформителем (Музгиз), театральным художником (Театр Вахтангова). Портретные заказы
1929 - женитьба на К.Л. Декапрелевич
1935-1970-е - церковное искусство (стенопись, икона)
с 1940-х - систематическая работа над религиозно-мистической живописью
1951-кон.1970-х - совместная концертная работа с виолончелисткой И.А. Морозовой
1976 - персональная выставка в Шуйском краеведческом музее
1983 - персональная выставка в Институте им. Курчатова
июнь 1985 - написана последняя работа
13.06.1985 - умер в Москве
1987-1995 - 7 персональных экспозиций религиозно-мистической живописи в Москве (Музей в бывш. ц. Симеона Столпника, выставочный зал "Беляево", Военная Академия и др.).
1998 - учреждение Фонда наследия Евгения Спасского
2002 - проект "Cтранник" в составе выставки Международного Московского Художественного Салона (ЦДХ ) и в галерее "Южный Крест" (ГВЗ "На Каширке")Произведения Е.Д. Спасского находятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях гг. Иркутска, Соликамска, Шуи, Рузы, собрании Д. Бурлюка в Нью-Йорке, РГАЛИ, частных собраниях в США, Канаде, Франции, Румынии, Германии, Австралии, Швейцарии.

Evgenij Spassky Estate Foundation/ Фонд наследия Евгения Спасского
Moscow, Russia/ Россия, Москва
Tel/тел.: (095) 184 2630; fax/факс (095) 925 8603
e-mail: [email protected], [email protected]

Exhibitions, information/ выставки, информация:

Галерея "Южный Крест"
Москва, ул. Ак. Миллионщикова, 35, стр.5
ГВЗ "На Каширке", т. (095) 112 9333 (вт, чт)



© Metakultura