Купить графику | Новости | Карта сайта | Контакты |
Хусейн Аль-Джааман
Современное арабское искусство

 



















 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВЫСТАВКИ КАРТИН В ОДК ХУСЕЙНА АЛЬ ДЖААМАНА, ХУДОЖНИКА ИЗ ИРАКА.

Публикация в газете "Очаг культуры" №10 (27), ноябрь 2001*.


Выступление Х.Аль Джаамана в ОДКВся вторая половина октября и начало ноября прошли в Образцовом Дворце культуры ОАО "Михайловский ГОК" под знаком и впечатлением выставки картин Хусейна Аль Джаамана. В фойе большого зала постоянно толпились железногорцы, не избалованные художественными выставками российских художников, а о такой экзотике и говорить-то нечего. А ведь автор картин нынешней выставки , знаменитый "багдадский гость" - уже знаком нам по его приезду и выступлениям в нашем Дворце. В 1999 году он также выставлялся здесь, правда, экспозиция его вещей была не столь богатой. Зато встреча Хусейна с жителями города носила прямо скажем - неординарный характер. Организаторам встречи, прежде всего - Плотниковой Н.А., руководителю эстетического салона "Долина рая", удалось представить гостя во всей его восточной красоте: одежда, бурнус, кальян, благовония. В тот раз гость мало умел говорить по-русски, больше читал по бумажке.

И вот теперь я хожу по выставке Хусейна Аль Джаамана, перехожу от картины к картине, и хотя на этот раз не звучит зурна, не ощущаешь запаха восточных благовоний, но, рассматривая картины, словно бы всё это слышышь, обоняешь, - так ярко представлен на картинах художника восток, большинство полотен напоминают зрителю, откуда приехал автор картины ("Басра", "Лунная ночь на Евфрате", "Закат на реке Тигр", "Золотая мечеть", "Старый город")

Поражает обилие картин, на которых изображены кони, арабские скакуны "Мечта", "Шанс", "Фаворит", "Конь белый", "Встреча", "Свобода", "Любимая лошадь", "Тройка", "Жеребята" и много других. Конечно же в большинстве своем изображения коней носят символический характер. Скажем, "Мечта". Буланый конь с развевающейся гривой устремился в море, прямо в крутую, плеснувшую в берег волну. Причем распущенный хвост коня сливается с волной, как бы его продолжением. Или вот, картина "Свобода": пустыня в вечерней мгле, багровый закат, и вдали скачет конь. Куда? Почему без всадника? Свобода...

Кстати, при всем многообразии лошадей, нет ни одной, на которой бы сидел всадник. Быстрые как мечта арабские скакуны, свободные как ветер, все в движении, динамике, даже представить то их укрощенными невозможно, а потому воспринимаешь это как само собой разумеющееся. Не так ли свободолюбив иракский народ, которого не смогли до сих пор укротить ни американская агрессия, "Буря в пустыне", ни бомбежки, ни мучительная для страны блокада?..

Другой обширной темой в его творчестве, многообразно представленными на выставке в ОДК, - тема женских глаз. Многочисленные, они ни одни не похожа на другие. Прекрасные глаза восточных красавиц с полузакрытыми лицами. Уж они-то точно несут с собой традиционную восточную символику: "Восточная сказка", "Жду тебя", "Ожидание", "Варда" и др.

Огромные четко вырисованные глаза на почти закрытом лице словно бы витают вверху, над пустыней. А там - оазис, пальма, шатер, ярко пылающий костер из сухих веток саксаула, верблюд с поклажей, его погоняльщик в бурнусе, греющийся у костра. Что все это значит? Да, восток - дело тонкое, трудно понимаемое. Даже для меня, побывавшему три года назад в составе народного ансамбля "Голоса России" нашего ОДК в Ираке на Вавилонском фестивале. Ведь мы тогда не только пели и плясали, срывая аплодисменты иракской публики, тонко чувствующей искусство, душевно принимавшей нас, единственных в тот раз артистов из России. Мы посетили множество достопримечательностей древней иракской земли - ее дворцы, мечети, узкие улочки старинных кварталов Багдада, - Басры. И теперь, рассматривая картины Хусейна Аль Джаамана я словно бы мысленно переносился снова в то время и те места, узнавая их на картинах. Набережные Тигра, Золотую мечеть. Вспоминал встречи с сыном президента Ирака Хуссейна, простыми иракцами, деятелями искусства. В том числе с автором нынешней выставки - Джааманом: первая наша встреча с ним состоялась именно в Багдаде, в гостинице, где он представился нам как местный художник.

Посмотреть фотоальбомРадостно было снова встретить его у нас, тронули до глубины души привезенные им привет и подарки иракского посла в Москве. И еще не могла до слез расстрогать одна новость, которую привез Хусейн Аль Джааман из Багдада: оказывается там по национальному телевидению чуть ли не ежедневно показывают выступления нашего ансамбля "Голоса Росси"! Что это как не свидетельство любви иракского народа к РОССИИ, ее народной песне, в которой они тонко почувствовали душу русского человека? Чего, к сожалению, не скажешь о более близких нам и по границам и по крови государствам, которые еще вчера подписывали с нами договора на вечную дружбу...

.

В.Иванников, директор ОДК.
г.Курск.

*Авторская пунктуация сохранена в тексте без изменений..


ФОТОАЛЬБОМ
На главную страницу
© Metakultura
Домофоны, видеодомофоны