ДИТЯ В КРУГЕ
Книжные иллюстрации Андрея Дугина
Волшебство сказки - в многомерности символики. Вчерашние дети забывают реальность
аллегорических миров, и, сведя восприятие жизни к действительности видимого мира,
теряют врождённый навык познавать непознаваемое. Андрей Дугин, художник, иллюстрировавший
сказки, по мере сил исполнил миссию - создал окно, глядя в которое, вчерашний
ребёнок приобретает своё сегодня и, как результат, возвращение зрения. Намёк сказки
- в образе. Подсказка к открытию истины. Ангелы являются в образах, адекватных
пониманию человека. Ангел-волынка со свечой вместо головы - это видение незримого
Андреем Дугиным. Музыка высших сфер, пронзительный стон её посланника, - как изобразить
суть их нераздельности? Синтез физического и метафизического, человеческого, надчеловеческого
и животного проявляет в образах знание, присущее архаичной, не ограниченной цивилизацией
природе, той, что взрослый интуитивно ощущает в себе в момент освобождения страстей
и их упорядочивания, непротивления им, но видения их первопричинной сути, вне
добра и зла; природе, чья энергия не подавлена в ребёнке рассудком. В цикле иллюстраций
Андрея Дугина к повестям Н.В. Гоголя можно встретить таких детей, излучающих сияние
и окружённых смехотворной иллюзией зла. Дитя, вписанное в круг света, за пределом
которого - духи стихий, есть воплощение христианского смирения перед насилием
чисто человеческого мира. На границе круга стоят люди, их следующий шаг не предопределён.
Это - вопрос зрителю, зеркало для забывшего своё лицо. Своё и чужое пространство
чётко отмечено художником. Идея покинутого Центра отражена в символике заброшенных
домов, покосившихся ворот и различной нечисти, являющейся противопоставлением
Дому (циклы "Перья дракона", "Храбрый портняжка"). На одной из иллюстраций (с
автографом Андрея Дугина, начертанном на камне) мы видим оставленное человеком
жилище и странника с посохом в перспективе холмов и ясного неба. Вот знаки покинутого
Центра - ворон над колодцем и свинья в будке вместо собаки. Мотив брошенного отечества
и забытой родины - это воплощение на бумаге мысли о разрыве с Матерью, или Традицией.
В иллюстрациях Дугина жив дух Знания. Насыщенные символами картины составляют
единое поле общей сказки, нематериальной реальности, в которой духи и люди неразрывно
связаны между собой. Это признак античности, древности заложенной информации.
Персонажи Дугина не разобщены и владеют пониманием смысла своего существования.
Их образы зачастую гротескны, как "Эсслингер", но причудливость форм и черт -
очевидный знак того, чему служит и чем живёт то или иное существо. Люди здесь
не занимают позицию высших существ. Они, как и гномы, мавки или драконы, находятся
в круге бытия, общем для всех. Разница в том, что одни находятся на периферии
круга, что ясно прослеживается в некоторых иллюстрациях к повестям Гоголя а другие
- в сердцевине. Средоточие жизни - не привилегированный пост, но ответственность.
Ведь ангел-волынка играет не самому себе - он будит окружающих. А светящееся дитя
рассеивает тьму, смиренно принимая её в свой центр ("Вечера на хуторе близ Диканьки").
Открываясь сказке, художник изображает объёктивную реальность как объект для лёгкой
насмешки, иронии над собой.
|