Андрей Дугин
Страницы: 1 | 2 |

 
Страницы: 1 | 2



Увеличить (190 Кб)

ДИТЯ В КРУГЕ
Книжные иллюстрации Андрея Дугина

Волшебство сказки - в многомерности символики. Вчерашние дети забывают реальность аллегорических миров, и, сведя восприятие жизни к действительности видимого мира, теряют врождённый навык познавать непознаваемое. Андрей Дугин, художник, иллюстрировавший сказки, по мере сил исполнил миссию - создал окно, глядя в которое, вчерашний ребёнок приобретает своё сегодня и, как результат, возвращение зрения. Намёк сказки - в образе. Подсказка к открытию истины. Ангелы являются в образах, адекватных пониманию человека. Ангел-волынка со свечой вместо головы - это видение незримого Андреем Дугиным. Музыка высших сфер, пронзительный стон её посланника, - как изобразить суть их нераздельности? Синтез физического и метафизического, человеческого, надчеловеческого и животного проявляет в образах знание, присущее архаичной, не ограниченной цивилизацией природе, той, что взрослый интуитивно ощущает в себе в момент освобождения страстей и их упорядочивания, непротивления им, но видения их первопричинной сути, вне добра и зла; природе, чья энергия не подавлена в ребёнке рассудком. В цикле иллюстраций Андрея Дугина к повестям Н.В. Гоголя можно встретить таких детей, излучающих сияние и окружённых смехотворной иллюзией зла. Дитя, вписанное в круг света, за пределом которого - духи стихий, есть воплощение христианского смирения перед насилием чисто человеческого мира. На границе круга стоят люди, их следующий шаг не предопределён. Это - вопрос зрителю, зеркало для забывшего своё лицо. Своё и чужое пространство чётко отмечено художником. Идея покинутого Центра отражена в символике заброшенных домов, покосившихся ворот и различной нечисти, являющейся противопоставлением Дому (циклы "Перья дракона", "Храбрый портняжка"). На одной из иллюстраций (с автографом Андрея Дугина, начертанном на камне) мы видим оставленное человеком жилище и странника с посохом в перспективе холмов и ясного неба. Вот знаки покинутого Центра - ворон над колодцем и свинья в будке вместо собаки. Мотив брошенного отечества и забытой родины - это воплощение на бумаге мысли о разрыве с Матерью, или Традицией. В иллюстрациях Дугина жив дух Знания. Насыщенные символами картины составляют единое поле общей сказки, нематериальной реальности, в которой духи и люди неразрывно связаны между собой. Это признак античности, древности заложенной информации. Персонажи Дугина не разобщены и владеют пониманием смысла своего существования. Их образы зачастую гротескны, как "Эсслингер", но причудливость форм и черт - очевидный знак того, чему служит и чем живёт то или иное существо. Люди здесь не занимают позицию высших существ. Они, как и гномы, мавки или драконы, находятся в круге бытия, общем для всех. Разница в том, что одни находятся на периферии круга, что ясно прослеживается в некоторых иллюстрациях к повестям Гоголя а другие - в сердцевине. Средоточие жизни - не привилегированный пост, но ответственность. Ведь ангел-волынка играет не самому себе - он будит окружающих. А светящееся дитя рассеивает тьму, смиренно принимая её в свой центр ("Вечера на хуторе близ Диканьки"). Открываясь сказке, художник изображает объёктивную реальность как объект для лёгкой насмешки, иронии над собой.
На главную страницу
ДАЛЕЕ Следуюущая страница
© Metakultura