Гусли. История древнего инструмента
...Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела...
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества
скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов
этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента,
как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась
на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам
одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый
сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор,
усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве",
миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида),
играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена
на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно,
напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились
гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась
и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие
времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно
любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые"./
А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться
"звончатыми".
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической
традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей.
Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные
певцы нелестно пели о властях.
...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно
стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес
к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время
изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки
дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда
архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный
инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые
- столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый
колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры
- сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях,
так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом
игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика,
установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность
выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем
инструменте.
К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить
о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются
гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы
этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения,
войны, удовольствия... Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой
ракеты класса "земля - воздух", с лихвой хватило бы на строительство маленькой
музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но... гусли
звучат и будут звучать вечно!
Лавров Геннадий Иванович.
25.01.2000
|