"А поиграй как мне во гусли яровчаты"
- Как-то от одной старушки я такие слова услышал: "Господи,
да неужели Садко на землю спустился?!" Лестно, конечно, такое
слушать о себе, я понимаю, что сказала это пожилая женщина от
чистого сердца. Но, конечно, Боже, спаси меня от искушения представлять
себя былинным героем. Я обычный человек, который странствует
по Руси. Бог мне дал способность к творчеству, благодаря которой
я могу заработать на кусок хлеба и принести радость и утешение
людям:
Могущество России будет прорастать Сибирью, сказал когда-то
великий Ломоносов. И дело не только в природных богатствах,
хранимых в земле сибирской, но в самих сибиряках, всегда отличающихся
духом сильным, характером норовистым и открытой душой. Я рос
в местах заповедных, мой родной город находится в ста километрах
от священного Байкала. Байкальские берега. Таежные леса неизъяснимо
прекрасны, кажется, что и люди здесь должны быть необыкновенные
богатыри с прекрасным ликом. Может, столетия назад они такими
и были. Сейчас, в конце века двадцатого, мы стали другими -
суетливыми, мелкими, часто впадаем в уныние, ропщем на судьбу
и не умеем с достоинством нести свой крест. И уже неважно. Где
ты родился - в Москве, в Питере или на Урале - повсюду пагубные
страсти тебя одолевают. И все же моя сибирская земля мне помогает,
где бы я ни находился. Ведь и прозвище свое - Байкалец, придумал
я себе не случайно.
Андрей Байкалец - по службе музыкант, а по душе - странник.
Странник - понятие не только географическое, Странничество,
поиск себя, поиск Бога в себе, поиск истоков, обретение веры.
А пути-дороги у каждого разные: Школьник Андрей Кравченко из
сибирского городка Шелехова всем остальным занятиям предпочитал
спорт ("все спортивные секции Шелехова были мной "охвачены")
и игру на барабане. Годам к шестнадцати спорт забросил, барабан
остался. Играл в юношеском ВИА, потом в ансамбле Иркутского
культпросветучилища. Объездили всю Сибирь и Дальний Восток с
гастролями, были большими любимцами местных ресторанов и прочих
крупных и мелких тусовок. "Барабан был моим безумием, моей
страстью, и я считал себя лучшим ударником Восточной Сибири
и окрестностей".
Однажды с приятелем отправились на Алтай автостопом. Случилось
так, что пришлось заночевать под открытым небом, в тайге. "Ощущения,
которые мы тогда пережили, останутся во мне навсегда. Люди построили
свои города для защиты, и если мы оказываемся один на один с
мощью природы, мы чувствуем себя ничтожными букашками. Мы испытали
тогда под черным алтайским небом невероятный страх и :невероятный
восторг _ ведь какая-то сила нас хранила и мы остались целы
и невредимы той ночью..."" Потом оказалось, что это был поворот
судьбы. Он вдруг резко оставил рок-музыку, и любимый барабан,
заброшенный в дальний угол родительской квартиры, стал покрываться
пылью.
- Теперь понимаю, что все произошло волею Божией - я оказался
в уникальном творческом коллективе Иркутском театре народной
драмы, основателем его был режиссер Владимир Ильич Дрожжин:.На
крутых исторических поворотах мы всегда вспоминаем о русской
национальной идее, и всякий мыслитель пытается сформулировать
что же это такое. Мы тогда в театре ничего не хотели формулировать
- артистам ведь несвойственно мыслить по-ученому. Мы учились
и искали - откуда пошла русская земля, как возникало в наших
людях самосознание, чем они жили в старину. А отражалась та
далекая жизнь в былинах, сказках, песнях: Вот тогда-то появились
у меня мои первые крыловидные гусли и ,играя на этих гуслях,
я спел свой первый духовный стих.
Крещен Андрей был в Знаменском соборе Иркутска, а вскоре обрел
своего духовника - отца Иакова, настоятеля Покровского храма
в городе Тулуне. Батюшка Иаков был человеком самоотверженным,
истово православным. Под его духовным окормлением находилась
Тулунская тюрьма...
- Как-то батюшка попросил меня с моими товарищами-музыкантами
выступить перед заключенными: Я не знаю, изменилось ли что-нибудь
в их душах после нашего выступления, но лица и глаза их прояснялись,
а значит, понял я, моим малым талантом я смог указать им путь
к свету. И если я нужен здесь, то, может, нужен и еще где-то
, и еще где-то.
Так артист Андрей Кравченко стал Андреем Байкальцем - странником,
каликой перехожим. Отец Иаков надел на него крест с мощами Иннокентия
Иркутского ( в то время мощи святителя Иннокентия были возвращены
из Ярославля в Иркутск) и благословил на страннический труд.
Владимирская епархия, Дивеево, Москва, Сергиев Посад, Оптина
Пустынь: Вот уже девять лет гусляр Андрей Байкалец находится
в постоянном паломничестве - по православным приходам и святым
местам России.
- Я пою песни, которые были сочинены нашим народом в разное
время - это и былины о богатырях, защищавших Русь от супостатов
, и песни царского времени и Белой гвардии. А приходят они ко
мне по-разному - в храмах, монастырях люди сами находят меня
- дают и рукописи, и обрывки старых книг и журналов. Жил я довольно
долго на приходе у одного монаха - там попался мне сборник песен
начала века, изданный за рубежом. Тут я увидел, что многие тексты,
известные нам с "пионерского времени", например, то же "Полюшко-поле"
или "Мы смело в бой пойдем", были сочинены совсем не большевистскими
поэтами, напротив, эти поэты их исказили в угоду новой эпохе.
Сегодня у меня уже песен, причем не все произведения старинные.
Например, Николай Рубцов; жил человек в советское время, но
дал ему Господь дар не лицемерить, не кривить душой - и какие
стихи получались, сколько искренности, какие образы - просто
диву даешься.
ПОД сводами Этнографического музея тихо и задушевно поют гусли.
В Мраморном зале - традиционная питерская выставка "Русь православная",
десятки людей снуют возле стендов - кто по делам праведным,
кто ради праздного любопытства. А мелодия гуслей продолжает
плыть, плавно обходя мощные колонны, и звучат такие знакомые
многим слова: " В горнице моей светло, это от ночной звезды:"
Кто-то не слушал гусляра вовсе , кто-то подходил ближе и уже
не смог оторваться, завороженный. Так мы познакомились с Андреем
Байкальцем.
- Где она, эта грань между актерством, лицедейством и тем,
что я в меру своих слабых сил стараюсь делать? Я рассказываю
людям в своих песнях о святых подвижниках и святых делах, но
сам-то я - кто? Когда я играл на барабане, жизнь казалась такой
простой и веселой, бери от нее горстями удовольствия. А потом
я понял, что запутался в этих самых удовольствиях так, что не
осталось ни глотка воздуха. Народные духовные песни - та сила,
которая помогла мне удержаться. Может, эта сила поможет и другим?
Хотя каждый наш день так труден.
Марина Кротова |