Поистине
даровитый человек проявляет свою одаренность во всем, к чему
он всерьез обращается.
Хотя я и ранее знакомился со стихами Романа Багдасарова, но
по достоинству смог оценить их только, когда он предложил мне
прочитать подборку, легшую в основу этого сборника. По прочтении
ее масштаб поэтики автора показался мне настолько значительным,
что я бы назвал его соизмеримым с теми величинами и высотами,
на которых работает Багдасаров-историк, незаурядный исследователь-медиевист.
И если как историк и истолкователь традиционной символики это
признанный автор (во всяком случае, в определенных кругах),
то Багадасаров-поэт мало кому известен, и для читателя его открытие
в этом качестве еще предстоит.
При чтении многих из его стихотворений не оставляет ощущение
проснувшейся души - мир созерцается как бы спросонок, в каком-то
детско-утреннем освещении. Вместе с тем это не туманная словесность,
не пелена наполовину разлепленных век. Утреннее чувство пробужденности
сочетается со зрелостью и выпуклостью слов, налившихся смысловым
соком. И такое сочетание - признак подлинной поэзии.
С другой стороны - и это касается разговора о целостной личности
- Багдасаров в своих стихах узнаваем. Утреннее созерцание, свежесть
восприятия символов - это самая чистая, самая глубокая форма
религиозного откровения:
Реальность внутреннего мира,
Немой поток микровселенной
Упорно помнит о нетленном.
Это тот случай поэтического зрения, когда знание
филолога, символога и подсознание религиозного поэта не диссонируют
друг с другом вопреки расхожим мифам XX века. То, что назвали
в этих мифах "подсознанием", у Багдасарова-поэта выдвигается
во главу миросозерцания как осознанная родовая память. "Каждый
ребёнок с детства знает свой род, // Чтоб, повзрослев, сотворить
его дела".
И хотя на первый взгляд эти слова противоречат многочисленным
мотивам Багдасарова, когда он говорит о разрыве родовых уз (в
цикле "Гуси-лебеди" и многих других стихах), однако,
на более глубоком уровне оказывается, что в разрыве уз человек
еще острее, еще болезненнее проявляет свою принадлежность родовому
корню, хотя и в превращенном, "земном" и "дольнем"
образе.
Багдасарову же дано не только выражать свою принадлежность роду,
России, Православию, но и осознавать тождество "светов"
- внутреннего и как будто внешнего светового покрова (стихотворение
"Есть разный свет..."). Земной корень для него продолжает
дело корня небесного, а стихи являются продолжением молитвы:
Я рад, что не в силах противиться Слову,
От Лиры-трона текущего долу.
Парадоксальным образом мотивы рода, родовой
памяти, родовых будней и праздников переходят в мотив религиозного
посвящения - происходит это через символику обручения, свадьбы,
брака, символику Жениха и Невесты. Это брак разных природ (божественной
и тварной, горней и земной, духовной и телесной). Мощно звучит
у Багдасарова мотив пленения народа, тянущего плуг "по
чужим бороздам", он же мотив о лишенности богоданной власти,
меч которой - "продолжение воли" Бога. Но это мотив
брака в разлуке, а не безбрачия, уз в их разрыве, но не одиночества.
Сам разрыв и разлука приобретают утверждающее значение, потому
что они означают не забвение, но оголенную память родства. Невольно
вспоминается идея философа о роде как едином организме, располагающемся
в отличие от организмов биологических не в трех, а в четырех
измерениях.
Отсюда легкий и естественный переход Багдасарова, поющего свой
плач о погибели Русской земли, к Багадасарову молящемуся, исповедующему
Христа, поющему о священных символах - опорах священно-исторического
сознания. Символы обрастают поэтической плотью. А иногда, как
в "Древе Иессееве", символическая точность слова достигает
такой степени, что уподобляется математической формуле.
И мы видим вдруг перспективу родовой правды
в ее перевернутой по отношению к современному представлению
сущности: это не подсознание диктует разуму образы прошлого
и темные "объективации" ночного - наоборот, разум
предков осознанно и осмысленно формирует подсознание, вкладывает
в него как в копилку самое ценное, что он обрел в истории. Через
эту утреннюю память готового к откровению человека пробуждаются
спящие в нас возможности стать героями и пророками:
Дети шли неведомой толпою,
Стены улицы раскачивая плавно.
Они к солнцу шли, как к водопою,
Светлый Ангел был у них как главный.
(...)
Только солнце закатилось, закатилось.
Дети спали в травах - колыханьи.
Вместе с Ангелом, посланным им на милость,
Под луною говорили их призванья.
Дети двигались забытою толпою,
Но светали лики их героев.