ФИЛОСОФИЯ ОТЧАЯНИЯ ЖОРЖА БАТАЯ
В 1997 г. в известном московским и питерским гуманитариям издательстве
«Аxioma вышла очередная модная книга — «Внутренний опыт» Жоржа
Батая. Ноу хау этого издания состоит в том, что текст основного
философского труда Батая опубликован на русском языке впервые.
Перевод выполнен С.Л. Фокиным, и, надо сказать, сделал он это
безупречно, хотя переводить Батая тяжело (из-за нагромождения
аллюзий и содержательной многослойности текста), а «Внутренний
опыт» для переводчика — вообще интеллектуальная сверхзадача. Фокин
уже переводил знаменитых французов — Сартра, Делеза и того же
Батая, так что «Внутренний опыт» никак не проба пера или экспериментальный
перевод. Уровень комментариев и послесловия вполне соответствует
качеству основного текста, что увеличивает заслугу С.Л. Фокина
еще больше. Об издании можно сказать одни только лестные слова,
поэтому, чтоб не превращать свою рецензию в панегирик издательству
«Axioma» и переводчику, перейду к собственно Батаю.
До последнего времени Батай был известен у нас по большей части
как автор скандализирующей общественное сознание книги «Литература
и зло». В магистральную линию французской мысли XX в. он вписывался
в качестве спорной фигуры, скандального автора-провокатора и мастера
саркастической критики. Т.е. Батай оценивался русским читателем
по негативно-критической части своего творчества, а не по его
целостности. Издание «Внутреннего опыта» серьезным образом меняет
дело, и позитивно-авторская, собственно философская концепция
Батая стала доступна простому читателю и исследователю его творчества.
После прочтения «Внутреннего опыта» уже нельзя сказать о Жорже
Батае, что он всего-лишь блестящий эссеист и стилист-экспериментатор.
Внешне текст «Опыта» напоминает другие его работы, ту же «Литературу
и зло» — то же навязчивое цитирование фрагментов чужих книг, духокопательство
и лейт-мотив тоски и отчаяния современного человека в мире. Принципиальное
отличие «Внутреннего опыта» от остальных опубликованных на русском
языке текстов Батая в том, что здесь автор позволяет-таки себе
постулировать позитивные, а не критически ориентированные идеи.
Это уже не Батай-комментатор, но Батай-экзистенциалист, автор,
отдающий на суд чужой мысли выношенные душой, а не одним лишь
сознанием мнения.
«Я называю опытом путешествие на край возможности человека»,
— пишет Жорж Батай. Такое понимание опыта противоставляет его
идее проекта, последовательного продвижения ментальной конструкции
в мир. Идее проекта автор противополагает «дух решимости», которым
движется внутренний опыт. Батай понимает опыт мистически, с той
существенной оговоркой, что его мистика не божественно-христианская,
а субъективно-человеческая. Целью и единственным предметом интроспективного
анализа становятся глубины человеческого существа, оставленного
божьей заботой. Т.е. внутренний опыт выступает как объект и метод
исследования одновременно. «Опыт сам себе ценность и авторитет.»
Интимная душевная жизнь человека превращается в череду вопросов,
задаваемых из бездны отчаяния. «Опыт — это пылкая и тоскливая
постановка под вопрос (на испытание) всего, что известно человеку
о деле Бытия. Этот пыл и тоска приводят человека на край его возможности,
к невозможному и невыразимому.» Батай, автор «Суммы атеологии»,
отказывается признать незнаемым, а значит и целю внутреннего движения,
Бога. По ту сторону возможности человека, за пределами известного
лежит безграничное Ничто, неизвестное, которое требует себе «безраздельного
господства», не оставляя места для Бога. Лишившись трансценденции
к божественному Нечто, человеческое существо, оказывается в ситуации
предельного одиночества и отчаяния перед лицом неизвестного Ничто.
Человеческое бытие — единственная реальность, другого бытия кроме
человеческого нет. Необходимость иметь дело с неизвестным составляет
драму человека. «Драматичность в том, чтобы просто быть.» Внутренний
опыт в этой ситуации отчаяния — единственно возможный способ саморефлексии
человека. Человек одинок в бытии, и все заданные им вопросы возвращаются
к нему, не найдя ответов.
Итак, единственный персонаж книги Батая — человек в ситуации
отчаяния, поле исследования — внутренний опыт, а метод исследования
— самовопрошание. Батай делает рискованный интеллектуальный ход,
отказывая рефлексии в сознании как единственном основании. «Тоска
— тоже средство познания, как и сознание», — утверждает он. Здесь
мы сталкиваемся с попыткой создать немую, неартикулированную философию
отчаяния. Внутренний опыт принципиально невыразим в описательных
словах человеческого языка, поэтому нет другого выхода, кроме
языковой деструкции. Отказ от дискурсивного анализа для Батая
необходим. Его книга — лучшая тому иллюстрация. Неслучайно, «Внутренний
опыт» вошел в «Сумму атеологии», этого антисобора, протеста против
гармонии. «Гармония — это средство «реализовать» проект», способ
обитания в мире, который Батай не приемлет. Гармоническому единству
автор «Внутреннего опыта» противопоставляет решимость к деструкции,
отказ от целостности. Отказываясь признать знание ценностью, Батай
бросает вызов самой идее книги как компендиума знания. «Я предлагаю
не книгу, а вызов», — говорит Батай о «Внутреннем опыте». Целеустремленности
христианской мысли Батай противополагает принципиальную бесцельность,
нефокусированность и дисгармоничность мысли собственной. Его книга
сплошь нелогична и несознательна. Батай разрушает хронологию описания,
перемешивает разнородные куски текста, разрывает внешний повествовательный
слой книги в стремлении обнажить ее внутреннюю идею — деструкцию
книги как хранилища знания. Книга призвана выполнять одну функцию
— быть записанным внутренним опытом. Книга Батая — вызов и провокация,
но никак не повествование о страстях души. «Внутренний опыт» не
укладывается в жанр исповеди. Фигура автора дробится на множество
«Я», хаотическое рождение и смерть которых и образуют структуру
внутреннего опыта.
Смысловым центром «Внутреннего опыта», первой книги «Суммы атеологии»
является эссе под названием «Я хочу вознести мою личность на пинакль».
Оно расположено точно в середине книги, образуя ядро, к которому
стягиваются все силовые линии текста. Батай пишет: «...покажу
без всяких околичностей, что внутренний опыт требует, чтобы тот,
кто ведет его, для начала вознес себя до небес». Он помещает на
небеса не христианского Бога-спасителя, а человеческую личность.
De profundis Батая творится на седьмом небе, в запредельной выси.
Единственность, уникальность бытия человека возносит его на пинакль
(башню, венчающую средневековый собор), отнимая авторитет у Бога
в пользу отчаявшегося человека. Батай пишет от лица того, «чья
глава соседствует с небесами, а ноги попирают царство мертвых».
Ужас отчаяния возносит человека выше Бога, во внутреннем опыте
человек достигает могущества бытия, доведеннго до предела, уже
готового перелиться в небытие. Достижение предела невозможности
— вот условие внутреннего опыта. Батай создает свою книгу, находясь
в точке, максимально приближенной к переживаемому. Его опыт —
это столкновение человека с немыслимым, от которого все внешние
оппозиции смешиваются, и достигается тождество субъекта и объекта.
Батай творит посредством своего персонажа новый миф, но это не
миф творения и радости, а воплощенный ужас, который приводит человека
в экзистенциальное отчаяние. Обнаруживая себя в ситуации отчаяния,
одинокого на пинакле, Батай уходит в письмо. (Один из заключительных
фрагментов книги называется «Умерщвление автора его произведением».)
В ситуации отчаяния возможно только письмо о смерти. Такое письмо
— жертвоприношение слов. Убивая сакральное слово актом письма,
автор доходит до предельного одиночества, слова больше не служат
ему, но защищают покрывалом иллюзии. Письмо-в-отчаянии — интеллектуальный
способ самоубийства. Человека от смерти отделяет толща слов, их
плотное переплетение. Автор отдает слова в жертву немыслимому
и достигает единства со своей смертью, застывая в безмолвии экстаза.
«Внутренний опыт» Батая — рискованный эксперимент, попытка рассказать
о единственном обитателе бытия. Помещая своего героя на пинакль
отчаяния, Батай отказывает ему в надежде, его De profundis — глас
вопиющего в пустыне. «У меня вырывается стон, как у больного ребенка,
над которым склонилась, поддерживая тазик, заботливая мать. Но
нет у меня матери, у человека нет матери, а вместо тазика надо
мною звездное небо».
Батай писал «Внутренний опыт» в начале 40-х гг., и его появление
сразу вызвало обвал рецензий и отповедей автору. Книга спровоцировала
европейскую философию на саморефлексию, став вызовом, на который
нельзя не ответить. Долгое время «Внутренний опыт» был отправной
точкой для размышлений Сартра, Мерло-Понти, Фуко. Рецензии на
эту книгу Батая продолжают появляться до сих пор, свидетельствуя
о ее огромной культурной ценности и о том, что Батаю действительно
удалось написать «не книгу, а вызов».
|