До выхода «ИNВЕРСИИ» в печатном варианте автор этой книги Вадим Штепа был широко
известен в не слишком широких кругах московских эзотериков как эссеист, пишущий
преимущественно о традиционной метафизике и молодежной контркультуре, а также
как паук-издатель во всемирной паутине Internet виртуального журнала «Китеж»
( kitezh.onego.ru ) и вполне бумажноосязаемого журнала «ИNАЧЕ»
( inache.karelia.ru ). Теперь же этот круг известности расширится также и за счет
«профанов», не приобщенных до сих пор к таинствам WWW.
Вадим Штепа — это, фигурально выражаясь, виртуальный протопоп Аввакум, покинувший
некоторое время назад апокалиптически-постмодернистскую Москву и вещающий по Intemet'y,
а теперь и печатно из Петрозаводска, с Русского Севера, о последних временах «Железного»
века (Кали-Юга), о закате современной контртрадиционной цивилизации,
Главная тема книги — влияние эзотерических доктрин на политику и культуру.
Инверсия — это, по Штепе, перестановка или подмена инициатической интегральной
Традиции (вслед за Рене Геноном и Дугиным с большой буквы) экзотерической («профанной»)
контртрадицией. В современном мире — это, в частности, подмена патриархата матриархатом,
подмена геополитики геоэкономикой. Священный обряд подменяется обычаем, символический
смысл которого уже непонятен его участникам, внутренняя напряженность христианства,
духовное делание подменяются моралью, внешним благочестием, принцип мистического
(отнюдь не географического) Севера, Гипербореи подменяется Югом, сакральные науки
средневековья вырождаются в рационалистическое умоблудие Нового времени — человечество
перестает соответствовать своему изначальному Архетипу. Где эта инверсионная подмена
становится особо очевидной, там всякий раз появляются всевозможные рерихи, блаватские
и белые братства, «летающие на тарелках», извращенцы с диагнозом «психоанализ»
и т.д.
Среди наиболее часто цитируемых и упоминаемых авторов - Рене Генон, Мирча Элиаде,
Юлиус Эвола, Мигель Серрано, Ницше, из русских — Максимилиан Волошин, Дмитрий
Мережковский, Алексей Лосев, Константин Леонтьев, Василий Розанов, из современных
- Александр Дугин и Гейдар Джемаль. Вадим Штепа пытается не только интерпретировать
их наследие, но и «домысливать» его применительно к современному российскому
опыту.
Особый интерес Штепа представляет как исследователь и идеолог «русского рока»,
пытающийся «вписать» современную молодежную культуру в систему традиционных сакральных
ценностей и преодолеть таким образом постмодернистский Хаос. На смену «Золотому»
(пушкинскому) и «Серебряному» векам русской поэзии приходит вовсе не эпоха Бродского
или поэтов-шестидесятников. На смену им, по Штепе, приходит «Бронзовый» Век —
эпоха русского рока, «время колокольчиков». Но и оно не вечно: «Бронзовый» с неизбежностью
заступает век «Железный» — новая эстетика рейва и диджеев, экстези и МТV, видеоклипов
и ночных данс-клубов. Но не все так безнадежно — автор пророчествует о следующем
витке сакральной истории человечества, о Новом Золотом веке и даже усматривает
предчувствия этой эпохи в искусстве самого что ни на есть современного «железного»
времени (таким показался ему в ряду прочих компакт-диск «Транссибирский экспресс»).
Если, по Рудольфу Штайнеру, эпоха Бога-Отца соотносится с миром Мысли, эпоха
Бога-Сына — со Словом, а эпоха Бога-Святого Духа — с Музыкой, то в этом разумении,
по Штепе, современные рок-идолы (не все, конечно, но самые «продвинутые» — Гребенщиков,
Цой, Кинчев, Летов) вполне могут сойти за трубящих Ангелов.
Вполне авангарден («контр-инверсионен») и полувиртуальный способ существования
«ИNBЕРСИИ»: сначала
книга в полном варианте жила только в Internet'e (отдельные ее части публиковались,
в частности, в «Волшебной горе» — пожалуй, самом интересном современном российском
альманахе по эзотерике, традиционализму и философии). Теперешний же пропечатанный
облик сочинения — это не конечный результат интеллектуальной творческой работы,
а лишь фотографическая фиксация определенной ее стадии. Книга существует как продолжающийся
во времени процесс, а не как завершенный текст — она готова к дальнейшему развитию,
готова умнеть (или, наоборот — деградировать) и разрастаться (или худеть) вместе
с автором, поэтому и время ее написания определено как «1992-1998...». Кто знает,
быть может, штеповская «ИNВЕРСИЯ» предвосхитит не только дальнейший путь развития
Традиции и эзотерики в России эпохи «Железного» века, но и дальнейший путь развития
интеллектуального книгоиздания.