CОNSUMMATUM EST...
(Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик». — М., 1997)
Вышла в свет книга Дмитрия Галковского... Дмитрию Галковскому присудили
«антибукера»... Галковский отказался от премии... Чем были бы эти
события лет восемь тому назад? Не то слово «сенсация» — могло бы
повернуться течение русской литературы, ей были бы привиты своеволие
и совесть. Но...
Скверно, что Галковского снова ставят словно бы в положение «неиспользованной
возможности». Вышедшая книга столь же эфемерна, как и невыходившая.
Рецензии (за исключением, может быть, только Владимира Бондаренко,
который достаточно убедительно показал неигрушечную рефлексию русской
идеи в книге Галковского) свели текст «Бесконечного тупика» к игровой
узости — и только. В таком случае не стоило браться — автор сам
сочинил достаточно вариантов всякого рода критического непонимания,
поместив их в конце книги.
В первый момент Галковский поразил своей злой нормальностью,
позже — интимностью повествования, адекватным переживанием не только
литературы, литературщины, буквенного плена, но и быта реального,
бессловесного. Но, как писал В. Розанов, «население в России «мирное»
и «ссор» не выносит»... Конечно, безопаснее вытеснить (или убедить
остаться) Галковского в подполье, лишить его каких угодно принципов
и т.п. Но «принципиальность» сегодняшних дней более всего мерзка
и труслива, она просто оправдывает предательство. В том, что «как
видно по фамилии, мой оппонент не философ, а украинец» — Галковский
нравственнее любого теперешнего ненасильствующего «тусовщика», чья
прогрессивность и открытость отдает несносной казенщиной. Автор
«Бесконечного тупика» реакционер и охранитель — в этом его поэзия,
если угодно. Он пытался очистить немногие остатки державного и даже
сословного полу-сознания в России от «стучкиных детей» и «украинцев»
с их вечно старой провинциальностью, от «протестантско- возрожденческого
иудаизма, который умеет истерию и формализм, неврастению и римское
право объединять с разбойничеством, кровавым сладострастием и сатанизмом
при помощи холодного и сухого блуда политико-экономических теорий»
(это великий Лосев, которого ни перед каким литературным быдлом
оправдывать не надо)...
Галковский попал в чудовищную социальную, чересчур социальную
среду. Сейчас никто уже не отучит русскую литературу от партийности.
Мы забываем, что сердце может действительно болеть не только от
своего собственного одиночества, но и от невозратимости времен,
для которых создано было наше Отечество — и которые прошли. У кого
из перебирающих идеи есть еще такой человеческий тон, человеческая
глубина? Тон, идущий от пореволюционного раздражения, законсервированный
в строках «Окаянных дней» или розановского «Апокалипсиса». Раздражение
справедливое и памятующее в беспамятном диком поле, переделываемом
в бухгалтерскую контору и торговый склад.
Трудно оценить эту большую книгу как фразу. Жаль. Автор действительно
все еще хочет сказать что-то недолгое и точное. И почти никто его
не слышит.
Основной пафос «Бесконечного тупика» — трагедия разума. Разума,
в котором заключен весь свет, и который томится и умерщвляется бесовством
прогрессивности и развития. Мы живем ведь достаточно спокойно, а
под нами — «вся Россия», невостребованная за тысячу лет никуда,
кроме «камеры забвения». Мы потеряли самих себя — таких, какими
были десять лет назад. И в «Бесконечном тупике» подстерегает нас
прошлое — наше и настоящее — заряженное большой силой и скованное
нашим малым уже пониманием. А это вовсе не игра. Это — горечь. И
представить себе нельзя, сколь многое из самого важного предается
нами в самых простых действиях — нажатии кнопки, походе в магазин...
Столь малое и столь серьезное, что лучше бы нам не жить тогда, когда
слабость наша не удержит уже более нашего прошлого от вступления
в мир реальный. «Бесконечный тупик» — знак в преддверии нашей собственной
себе мести.
|