КАК БЫ ЛИТЕРАТОРЫ О КАК БЫ ЛИТЕРАТУРЕ
Книга, которую я только что прочёл, называется несколько иначе:
«Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями
и критиками» (Москва, 1996, ЛИА Р. Элинина). Отличная бумага, чёткая
красивая гарнитура, грамотный макет, словом, полиграфия на высоте.
Читать было интересно, потому что из всех этих «постмодернистов»
я шапочно знаком только с Татьяной Толстой по отличному рассказу
«Сомнамбула в тумане» из альманаха «Зеркала» да с несколькими статьями
Олега Дарка и Вячеслава Курицына (последний в своё время крепко
приложил меня то ли в «Независимой», то ли в «Сегодня», обозвав
«сермяжным пролетарием», «дохлым тараканом» и как-то ещё, теперь
не упомню).
Участвуют наши теперешние литературные мэтры, выбившиеся, по
их собственным словам, из «андерграунда» в «истаблишмент». Стилёк
большинства интервью впечатляет. Выраженьице как бы твердят
хором и вразнобой почти все спрашиваемые, словно стараясь как
бы проехаться друг по другу с помощью этого словесного оборота.
Вот г-жа Серафима Ролл, составительница сборника, допрашивает литератора
Игоря Яркевича: «Это как бы и выбор, и одновременно исход
из духовности?» (Речь идёт о «новой тематике и новом разрешении
вопроса». Запомним эту формулу: «исход из духовности» - я к ней
ещё вернусь). «Ну, - отвечает автор, - этот рассказ был просто воспринят
как манифест нового литературного сознания... Там герой пародирует
Солженицына, он как бы действительно занимается онанизмом...»
«Я имею в виду как бы себя...» - заявляет пародист в другом
месте. А дальше пошло-поехало: иные из «постмодернистов» «ощущают
себя как бы в каком-то тупике. Они как бы всё сказали»
(тот же Яркевич). «При этом как бы Достоевский повернул так...»
(он же). «Самые простые вещи приходилось здесь как бы отвоёвывать...
(ibid.) «И я как бы не случайно вернулся к детству...» (опять
же он). «Религия как бы выше морали...» (он же). «Это как
бы абсолютный ноль...» (он же). «Создание как бы в высоком
литературном стиле откровенно развлекательной и сюжетной литературы...»
(Вячеслав Курицын о Викторе Пелевине, чей роман «Чапаев и пустота»
представляется самым значительным литературным фактом как бы
последнего сезона). «Многие авторы как бы чувствуют ситуацию...»
(он же).
Ну, и как бы так далее - всю книгу не перецитируешь. Что
же декларируют эти как бы литераторы?
Основная тема - исход из духовности, о чём уже говорилось выше.
Ну прямо как исход евреев из приютившего их Египта: «и сделали сыны
Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных,
и вещей золотых, и одежд». Обобрали доверчивых хозяев - и были таковы:
«религия как бы выше морали». «Мне кажется, - говорит Яркевич,
- что все поиски в русской литературе идут сегодня, в основном,
по пути освобождения от этой духовности... Освобождение от этой
самой духовности - это интегрирование русской литературы в западно-европейский
и американский контекст. Мне кажется, все поиски будут идти в этом
направлении.» Эти несколько строк - подлинный манифест, метафизический,
литературный и даже политический. Отречёмся от «этой самой духовности»
и побежим интегрироваться в заморские палестины, в мир золотых тельцов,
сникерсов, ваучеров, истаблишментов и т.д. Впрочем, мы уже забрели
в трясину, где духовности нет и в помине, зато «всё в жизни хорошо,
много больших квартир, много красивых машин, чистые, светлые, ухоженные
улицы, здоровые дети и есть время для того, чтобы взять красивый
роман в красивой обложке». Но, как известно, не всем в этой жизни
одинаково везёт: кому таторы, а кому - ляторы.
Я, по нищете своей, красивых романов не покупаю, однако
нет-нет да и попадётся что-нибудь этакое на помойке возле дома -
«новые русские» проглотили и отрыгнули в мусорный ящик. Вот недавно
подцепил на свалке такой красивый роман - отчего не полюбопытствовать?
Не знаю, правда, по какой статье подобная продукция идёт - кич,
поп-арт или постмодерн. Два неких постсоветских автора сочинили
том на пятьсот с гаком страниц под названием «Доктор Джонс против
Третьего Рейха». Тут тебе и тамплиеры, и Граали, и зловещий институт
Аненербе, и человеческие жертвоприношения, и даже - для пикантности
- лёгкие покусывания ЦК КПСС и КГБ. Но не смог осилить и полусотни
страниц, на каждой из которых по два-три трупа, а изредка - игривые
сценки в ванной комнате или описания скромным обедов, во время которых
гостям подают что-нибудь калорийное - жареных пауков или супчик
из человеческих глаз...
А как относятся «постмодернисты» к порядком надоевшему «культурному
наследию»? Да на ту же помойку его, где среди бутылок от пепси-колы
попадаются всякие триллеры и роскошные журнальчики вроде «Домового»,
«Няни» и «Андрея». Про Солженицына я уже обмолвился. Марина Цветаева
«безумно раздражает» Татьяну Толстую. Бунин «так все свои стихи
заполировал, что кто же это будет покупать: так всё гладко, так
свинчено, что скука» (Толстая). «В принципе мне больше нравится
«Три мушкетёра» Дюма, чем Дос-Пассос. Я и к Мандельштаму отношусь
плохо» (Виктор Ерофеев). Ну ещё бы, разве не Мандельштам писал о
своём и о нашем времени: «Наступает глухота паучья, здесь провал
превыше наших сил»?
Но неужто всё так мрачно в мозгах «постмодернистов»? Никоим образом.
Есть и кое-какие просветы. «Чистые, светлые, ухоженные улицы». «Не
только участвовать, но мне и как бы кайф поймать» (Егор Радов).
«Мне больше нравится поп-культура, потому что она даёт больше начальной
энергии» (он же). - Ну разумеется, кому поп, а кому попова дочка,
о вкусах не спорят. - «Я очень люблю американский кинематограф»
(Яркевич). «Мне очень нравятся американские фильмы, их action» (он
же). «Могутин женился на каком-то мужчине, сказал, что спидом заболел.
Это как бы здоровое желание, но оно не очень эстетизировано,
не введено в соответствующий контекст. Контекст - большая наука»
(Курицын). Золотые слова! Что в сравнении с ним призыв поэта серебряного
века Игоря Северянина: «Пора популярить изыски»? Если уж «популярить»
да «эстетизировать», то поп-арт, попу, спид и прочие «здоровые желания».
В соответствующем контексте разумеется.
Я никогда не мог понять - куда мне, «сермяжному пролетарию» - что
это за зверь такой - «постмодернизм». Теперь, по прочтении сборника
«Постмодернисты о посткультуре» многое стало проясняться. Бунина
никто не станет покупать, к Мандельштаму следует относиться плохо...
А вот гимны рукоблудию, красивым обложкам, однополым бракам и лесбиянству
(лесбиянки в книге тоже упоминаются) - это в самый раз.
Смущает, правда, прицепляемое к каждой декларации двусмысленное
как бы, есть в нём некая нерешительность, недоговорённость.
А что жаться-то, господа «постмодернисты»? Повычеркали бы из своих
манифестов все эти «если бы» да «кабы», глядишь, и легче было бы
вам вытравить из себя остатки «этой самой духовности». Ведь вы же
такие смелые! Вас так «интересует агрессивность любого высказывания
и тоталитарного письма» (г-жа Серафима Ролл). Пора «спроектировать
в реальный мир, в котором свободное совокупление между гетеро- и
гомосексуальными личностями и обмен энергии тела наполняет существование
чувством восторга и радости» (она же).
Мне такая проекция ни восторгов, ни радостей не сулит. Совокупляйтесь,
господа как бы промеж собой.
12 апреля 1997
|