Главная страница
ПРОСНИСЬ, ЧЕЛОВЕК!
ГАЛЕРЕЙНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Галерейное обозрение русской религиозно-мистической живописи
о. Владислав ПРОВОТОРОВ
 

Воскресение

Падение ангелов

Четыре всадника Апокалипсиса

Поцелуй Иуды

Схватка

Христос

Вавилонская башня

Космогония № 666
Следуюущая страница





КОВЧЕГ НА ВЕРШИНЕ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ
Картины Владислава Провоторова и библейское видение мира 

6 сентября 1998 г. в стилобате Храма Христа Спасителя была торжественно освящена Выставка православных художников «Путь к Храму». Примечателен такт Правительства Москвы и столичного Комитета по культуре, обозначивших конфессию авторов представленных работ, а не религиозную тематику, к каковой по сути относится на вернисаже не всё. Религиозная картина гораздо менее популярна в России, чем традиционное искусство иконы или прикладной церковной пластики. Православная среда уникальность изобразительной манеры скорее расценивает как неуместное оригинальничанье, ведь превыше всего ставится наглядная преемственность с предыдущими памятниками. Что же касается атеистов, то для них вероучительное искусство по определению не может быть предметом серьёзного интереса. Дурную шутку с развитием отечественной христианской живописи сыграла и скоропалительная «демонизация» о. Павлом Флоренским прямой перспективы (которой нередко пользовались классики европейского Возрождения), и не всегда оправданный культ древнерусской иконы, процветавший среди эмигрантской интеллигенции 1920-40-х годов, а затем перенятый в СССР 1960-х гг. В то время как в художественных школах и Академии учились на примерах Леонардо, Рафаэля и Микельанджело, ряд авторитетных философов и искусствоведов (руководствуясь искренними, но не афишируемыми при совдепе, религиозными убеждениями) намекали, что методы «титанов» были отступлением от церковной традиции, а иногда, даже, богоборчествомЕ Таким образом, художник, если он имел несчастье оказаться верующим, сталкивался с неразрешимой дилеммой: писать на христианские темы в классической манере, предполагающей индивидуальный метод, он не мог, ибо рисковал нарушить Предание, подражать же иконописной манере на холсте не дозволял ему профессионализм и здравый смысл. Излишне упоминать о главной трудности — религиозное искусство было фактически под запретом.

Есть, однако, и воля Божья. Жесточайший идеологический террор, воцарившийся на 1/5 части суши, послужил гарантом качества подпольной христианской живописи, всё-таки выжившей тогда. Проповедническая пылкость и высота изобразительной техники мэтра данного направления Владислава Провоторова свидетельствуют об этом. Экспонирование двух самых знаменитых картин художника «Поцелуй Иуды» (1983-84) и «Ноев Ковчег» (1994) по праву стало центральным событием вернисажа. Его духовный путь (несколько лет назад В. Провоторов принял сан иерея) и творческое становление неразрывны. Провоторов начал в 1974 году и уже четверть века создаёт свои шедевры, не обращая внимания на окрики партийных начальников, зависть влиятельной бездари и молчание ангажированных искусствоведов. Один из немногих, в уединении мастерской и священном молчании, он нащупал единый луч, связующий изографов-палешан и Брейгеля. Обычные слова бессильны озвучить эту тайну; они отпадают сами собой, когда приближаешься к полотнам.

ДАЛЕЕ Следуюущая страница
METAKULTURA
© ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
METAKULTURA