Сон Ча Йонг:
Талантливые люди знают всё
Интервью для "Философской
газеты"
Сон Чан Йонг – известный южно-корейский художник,
работающий в нетрадиционной для корейской художественной школы манере.
Его картины – иллюстрации внутреннего мира человека и попытка осмыслить
природу мироздания в целом. Им не чужда философия, которую автор
полотен, как и Традицию, называет необходимой составляющей жизни
духовно совершенствующейся личности.
Выставка Сон Чан Йонга проходила в течение двенадцати
дней в Центральном Доме Художника и получила своё завершение как
закрытое мероприятие для специально приглашённых представителей
искусства, науки и культуры вообще, по-разному оценивших его творчество,
но однозначно признавших кисть Мастера.
– Мистер Сон, сколь продуманны ваши картины, сколь концептуальны?
Или искусство для вас – бездумный акт творения, раскрывающий свою
суть, тайную информацию после воплощения на холсте?
– Во всём есть своя внутренняя философия,
хотя, на мой взгляд, в искусстве важнее эмоции и духовные впечатления,
нежели размышления и медитация.
– Но медитация важна для самопознания, самосовершенствования?
Думаю, она – удел людей, причисляющих
себя к той или иной религии, определивших для себя моральные рамки.
Медитация является техникой возможно более стабильного удерживания
природной энергии в этих рамках. Человеку Духа она не нужна, поскольку
добро и зло преобразованы для него в чистую энергию творчества,
– оно – непрерывный поток, откуда художник черпает силы. Поэтому
я не отношу себя ни к одной из религий: любые границы убивают творца.
– Ваши ранние картины – ясное отражение
этих слов о свободе: смешение стихий; бури, перемежающиеся с идиллическими
пейзажами затем, чтобы подчеркнуть неукротимость природы (духа).
Позднее композиции стали аскетичней и строже, в них невольно ищешь
«внутреннюю философию»…
– Да, когда я был молодым, хотел изобразить
всё, что видел. Душу того, что видел, а не красивую оболочку. Страсть
жизни переполняла меня, и я выплёскивал её на холст по-юношески
жарко. Потому там есть свои просчёты и недоработки. Огнём надо научиться
управлять, чтобы уметь направить его в нужное русло, а не самому
быть его орудием. Беспорядок красив, когда нарочито создан, а не
явлен в результате вашего неумения навести порядок.
– Аскетизм вы цените как средство укрощения
страстей?
– Да, но не как способ побега от жизни.
Ценность философии, питающей творчество, – энергия окружающих людей.
Надо быть в меру аскетичным и в мире.
– Как вы определяете философию?
– Её нельзя определить иначе как единое,
живое знание. Обычное понимание этого термина не раскрывают его
сути. Истинная философия поэтична, её вы найдёте скорее в искусстве,
чем в сугубо научных трудах.
– Но как уловить суть философии?
– Каждый познаёт её посредством раскрытия
своей личной миссии и через самореализацию. Тогда мы предельно искренни
с собой и в какой-то миг прикасаемся к небу. Это и есть «любовь
к мудрости».
– А религия?
– Не знаю, существует ли тот, о ком говорят:
«Он создал мир», – и чьи поступки по-разному объясняют во всех традициях.
К чему эти споры? Бога надо искать в самом себе, не привлекая посредников.
Мою жизненную философию нельзя назвать религией. У каждого есть
миссия, смысл которой, если она выполнена, в полной мере открывается
в конце жизни. А ответы на все вопросы – в душе.
– В таком случае и смысл ваших картин нельзя
вывести как строгую формулу.
– Ни в коем случае. Мои произведения
рассчитаны на интуитивное восприятие. Я просто изобразил свои чувства,
передал уловленный мною дух идей, вещей, всей природы… Было бы глупо
математически закладывать в произведение ту или иную максиму. Вас
бы это напрягло, потому что истинное познание – не рассудочные вычисления,
а восприятие красоты, ритма. Но передача чувств не отменяет внутренней
философии, а определяет её.
|