МОНОТЕИЗМ ДО МОИСЕЯ
Видимо не случайно первая выставка Потапова состоялась именно там,
на Урале, в Соликамске. А через 3 года местный музей закупил часть
работ художника, а самому ему была выделена квартира, и Потапов
смог переехать туда из Закарпатья. Соликамск, Кама (основная река
Пермского края), Кемь (прежнее имя Египта) - в этих названиях один,
древний корень. И нельзя не увидеть перст Божий в том, что всю жизнь
прославлявший Эхнатона, "солнечного Мессию Египта", живописец
наконец осел в городе, где два слова "Солнце" и "Кемь"
сливаются воедино.
- Но что общего между Египтом, чей фараон в богослужении выступает
как гонитель народа Божия, и православной иконописью? - поинтересуется
дотошный читатель. Действительно, в христианском предании понятие
"Египет" часто олицетворяет тяготы греховного рабства.
Из этого рабства, победив черномагических жрецов, вывел свой народ
пророк Единого Бога Моисей. Однако есть и другой Египет. - Египет
праведного Иосифа и Христа, где Иисус скрывался от ищеек Ирода и
оживлял глиняных птиц; Египет отцов-пустынников и александрийской
школы богословия; наконец, - Египет фараона Аменхотепа IV Эхнатона
(1364-47 до н.э.), величайшего религиозного революционера, спор
о котором не утихает до сего дня.
"…Моя душа жила тогда в Египте", - просто говорит Михаил
Михайлович. Вернее - продолжает жить до сих пор… Сведя запутанную
структуру божеств к единственному культу Атона, почитавшегося в
образе многорукого Солнца, Эхнатон предвосхитил грядущую эру Монотеизма,
когда религиозное чувство перестало растекаться по горизонтали,
чтобы окончательно сосредоточиться на прорыве в область Трансцендентного.
"О, сколь многочисленно творимое Тобою/ И скрытое от мира людей,/
Бог единственный! Нет другого, кроме Тебя!/ Ты был один - и сотворил
землю по желанию сердца своего…" Исполнив положенный им на
музыку Большой гимн Атону, диакон Михаил, шёл на службу в храм,
где пел тропарь очередному празднику и это было для него совершенно
органичным. Ведь ежедневно на вечернем богослужении Православная
Церковь провожает Солнце гимном "Свете Тихий" в честь
Подателя Жизни. Солнечный культ, учреждённый Эхнатоном, был не бoльшим
язычеством, чем строки Псалтири, где сказано, что "Господь
Бог есть Солнце" (Пс 83:12). Эхнатон понимал, что солнечный
диск - только внешняя форма, в которой Атон предпочитает являть
себя людям. На самом деле, Бог есть нечто большее - это жизненная
сила, как таковая, энергия, необходимая для развития всего существующего.
Атон лишь пользуется Солнцем, чтобы проявить себя с максимальной
эффективностью.
Как и император Константин, Эхнатон оставался полновластным самодержцем,
сочетая духовное и царское служение. Даже горячий противник имперской
государственности, Даниил Андреев, не скрывал восхищения перед гением
этого владыки: "Провиденциальные силы сделали первый в мировой
истории шаг к озарению народных сознаний реальностью Единого Бога.
Если бы реформа Эхнатона удалась, встретив достойных преемников
и продолжателей, миссия Христа была бы осуществлена на несколько
веков раньше, и не на Иордане, а в долине Нила".
Если сравнить "Большой гимн Атону" со 103 псалмом, станет
очевидным, откуда взялись не только многие библейские идеи, но и
конкретные эпитеты и выражения. А если вспомнить, что завоевание
кочевниками-"хапиру" Земли Обетованной было бы совершенно
невозможным без молчаливого согласия фараона-"еретика",
то поменяется привычная концепция священной истории, где Израиль
объявлен якобы единственным народом, чтившим Истинного Бога. На
самом деле подобный взгляд устарел ещё во времена Византии, когда
Церковь вместе с еврейскими пророками, воздала должное провозвестникам
Святой Троицы и Христа среди остальных народов, принятых в Новый
Завет. На Руси особо почитали лик философов и сивилл-прорицательниц,
их изображали на фресках и иконах. В Соликамском музее, где развёрнута
постоянная экспозиция Потапова, можно увидеть иконы Дельфийский
и Волошской сивилл, написанные в сер. XIX в. Если бы не революция,
по кусочкам разметавшая причудливое здание Православной Империи,
кто знает, не появились ли бы в храмах очередные иконы "внешних"
мудрецов, а среди них Аменхотеп IV и его супруга Нефертити, ставшие
известными лишь на рубеже XIX-XX столетий?
…Потапов "заболел" Эхнатоном в 1915 году, когда будучи
учеником Черкасской гимназии, прочитал о нём в 2-хтомнике Д.Г. Брэстеда.
Личность и идеи фараона-мыслителя потрясли до глубины души. С 10
лет Миша погрузился в изучение трудов египтологов, как на русском,
так на французском, английском и немецком языках. М.М. Потапов вспоминает:
"Я попросил маму, чтобы мне сшили подобие древнеегипетского
костюма из прозрачной кисеи, в котором я выбегал на обрыв Днепра,
чтобы встретить восходящее солнце… Когда солнце показывалось над
Полтавским берегом протекавшего вниз Днепра, я протягивал к нему
свои ручонки и пел Гимн Солнцу фараона Эхнатона".
Детство кончилось. Старшие братья связали судьбу с Белым движением,
весь 1920 г. семья провела в Крыму. После эвакуации армии Врангеля
настала новая эпоха: с мечтой стать египтологом пришлось распроститься.
Для дворян (а покойный отец Потапова, к тому же был генералом) двери
ВУЗ'ов были наглухо закрыты.
|