ИЗОГРАФ СОЛНЕЧНОЙ ИМПЕРИИ
В Дарвиновском музее Москвы завершился маленький вернисаж Михаила
Михайловича Потапова… Москвичи смогли увидеть и несколько шедевров
из знаменитой "Эхнатонианы" 96-летнего живописца. Как
обычно, реакции СМИ почти не последовало. Произведения Потапова,
построенные на доскональном знании археологических памятников Египта,
равно как и сам облик старца, потомственного русского дворянина,
откровенно перпендикулярны богемной тусовке. Интерес искусствоведов
к творчеству патриарха российской живописи застрял на профаническом
умилении чудаком, который словно с натуры пишет портреты фараонов
Нового Царства. Но феномен Потапова, чьё сознание параллельно присутствует
в современной России и Египте XVIII династии - не просто забавный
казус. "Я - осколок дореволюционной Российской Империи, которой
завидовали и Европа, и Америка", - заявляет своё кредо Михаил
Михайлович на страницах автобиографии "Египтянин" (Екатеринбург,
1998). Что-то неуловимо меняется в воздухе, когда слышишь надтреснутый,
но по-прежнему сильный голос Мастера. В его соликамском музее-квартире
с реальности спадает пелена, мешающая отличать вечное от преходящего.
Событиям и лицам возвращается истинный масштаб, потому что рядом
находится тот, кто продолжает считать себя подданным двух величайших
по своей духовности царей - Аменхотепа IV (Эхнатона) и Николая II.
СТАРЕЙШИЙ ИКОНОПИСЕЦ
Египетскую тему Потапова трудно оценить без учёта того, что он,
архидиакон Михаил, является к тому же старейшим православным иконописцем.
С 1946 года он, не переставая, пишет христианские образа. В атеистической
стране М.М. Потапову удалось создать монументальные росписи в Мукачеве
(1968,1972-76) и в Успенском храме Одесского мужского монастыря
(1978-1981), оформить иконостас кафедрального собора Одессы (1953-56).
Понимая, что копирование древнерусской плоскостности и кричащей
красно-зелёной гаммы означает тупик, Потапов выработал уникальную
художественную манеру. Он сплавил опыт византийской фрески XI-XII
вв. (эпохи её расцвета) с приёмами русских академистов, В.М. Васнецова,
гениального М.А. Врубеля. Зачерпнув из православной традиции лучшее,
стиль Потапова не обязывает современного человека превращаться из
молящегося в музейного экскурсанта. Он доступен всякому, входящему
в церковь с чистым сердцем, а не только избранным приверженцам "древнего
пошиба", в пылу модной нынче реставрации забывших, что назначение
храма не возрождать минувшее искусство, а раскрывать таинства Веры
перед душами живых людей.
Художник работал на огромных холстах, которые затем наклеивались
на стены, придумал десятки орнаментов, руководил деятельностью нескольких
бригад подмастерьев. Несмотря на очевидные ориентиры в православной
традиции, храмовые работы М.М. Потапова трудно обвинить в рабском
подражании предшествующим образцам. Лёгкие, нежные тональности,
мягкость анатомического рельефа, глубоко продуманные композиции,
где оригинальность замысла никогда не выпячивается в ущерб канону.
Более 30-ти лет посвятил Михаил Михайлович стезе изографа. Когда
в 1980 г. Патриарх Александрийской Церкви Николай VI осмотрел стенопись
Одесского монастыря, он воскликнул: "Впервые вижу в вашей стране
нашу византийскую стенопись. Честь и хвала художнику!" Его
Святейшество наградил архидиакона М.М. Потапова Орденом Св. Марка.
А Русская Православная Церковь - скромной пенсией в 45 руб. … Одной
из последних работ Потапова на церковном поприще является редкий
по изяществу иконостас храма Иоанна Предтечи (1988-89) под Соликамском.
|