КОВЧЕГ НА ВЕРШИНЕ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ
Картины Владислава Провоторова и библейское видение
мира
6 сентября 1998 г. в стилобате Храма Христа Спасителя была торжественно
освящена Выставка православных художников «Путь к Храму». Примечателен
такт Правительства Москвы и столичного Комитета по культуре, обозначивших
конфессию авторов представленных работ, а не религиозную тематику,
к каковой по сути относится на вернисаже не всё. Религиозная картина
гораздо менее популярна в России, чем традиционное искусство иконы
или прикладной церковной пластики. Православная среда уникальность
изобразительной манеры скорее расценивает как неуместное оригинальничанье,
ведь превыше всего ставится наглядная преемственность с предыдущими
памятниками. Что же касается атеистов, то для них вероучительное
искусство по определению не может быть предметом серьёзного интереса.
Дурную шутку с развитием отечественной христианской живописи сыграла
и скоропалительная «демонизация» о. Павлом Флоренским прямой перспективы
(которой нередко пользовались классики европейского Возрождения),
и не всегда оправданный культ древнерусской иконы, процветавший
среди эмигрантской интеллигенции 1920-40-х годов, а затем перенятый
в СССР 1960-х гг. В то время как в художественных школах и Академии
учились на примерах Леонардо, Рафаэля и Микельанджело, ряд авторитетных
философов и искусствоведов (руководствуясь искренними, но не афишируемыми
при совдепе, религиозными убеждениями) намекали, что методы «титанов»
были отступлением от церковной традиции, а иногда, даже, богоборчествомЕ
Таким образом, художник, если он имел несчастье оказаться верующим,
сталкивался с неразрешимой дилеммой: писать на христианские темы
в классической манере, предполагающей индивидуальный метод, он не
мог, ибо рисковал нарушить Предание, подражать же иконописной манере
на холсте не дозволял ему профессионализм и здравый смысл. Излишне
упоминать о главной трудности — религиозное искусство было фактически
под запретом.
Есть, однако, и воля Божья. Жесточайший
идеологический террор, воцарившийся на 1/5 части суши, послужил
гарантом качества подпольной христианской живописи, всё-таки выжившей
тогда. Проповедническая пылкость и высота изобразительной техники
мэтра данного направления Владислава Провоторова
свидетельствуют об этом. Экспонирование двух самых знаменитых
картин художника «Поцелуй Иуды» (1983-84)
и «Ноев Ковчег» (1994)
по праву стало центральным событием вернисажа. Его духовный путь
(несколько лет назад В. Провоторов принял сан иерея) и творческое
становление неразрывны. Провоторов начал в 1974 году и уже четверть
века создаёт свои шедевры, не обращая внимания на окрики партийных
начальников, зависть влиятельной бездари и молчание ангажированных
искусствоведов. Один из немногих, в уединении мастерской и священном
молчании, он нащупал единый луч, связующий изографов-палешан и Брейгеля.
Обычные слова бессильны озвучить эту тайну; они отпадают сами собой,
когда приближаешься к полотнам.
ДАЛЕЕ
|