(стр.2) ПРОДОЛЖЕНИЕ...
«Анатомический театр, I-III»
(1979). Мужчина и Женщина, отражающие весь род людской, перетянуты
режущими тело нитями и заключены в узкое, подобное склепу, пространство.
Это аллегория повседневного существования в современном мире, которого
почти не достигают божественные энергии. Анатомия «актёров» жизненной
драмы передана с точностью хирурга-эзотерика. Но плоть, трескающаяся
по швам и разлагающаяся, всё ещё источает свет, который словно взывает
к нам из глубин адской муки. Для мира, где даже достигший состояния
Андрогина (3-я часть картины), запутан в стальную леску обусловленности,
может быть лишь один исход—прямое вмешательство свыше. И оно не
медлит.
В 1985-1993 гг. Провоторов пишет беспрецендентную серию картин
на темы Страшного Суда. Мир «был сотворён единожды, и у него будет
один конец» (М. Элиаде). «Е Агнец снял первую из семи печатейЕ
— Иди и смотри» (Отк 6:1). Один за другим с небес нисходят на землю
четыре всадника: белый, рыжий, вороной и бледный («Четыре
всадника», 1985). Каждый из них должен исполнить свою миссию
в отведённый для неё исторический срок и соответствует в земном
плане определённым личностям, облечённым властью. В руке первого
лук, у второго—меч, третий держит весы, а четвёртый наездник-Смерть—мрачно
бликующую косу. Цвета всадников, коней, атрибуты и позы у Провоторова
словно сконцентрировали богатейший опыт лицевых апокалипсисов XV-XIX
вв. Выставленная в тот же год в подвале на Малой Грузинской эта
картина произвела настоящий фурор. Впечатление было такое, что Кто-то
включил невидимый отсчёт времени.
«Видение пророка Иезекииля»
(1986). «ЕГосподь вывел меня духом и поставил меня среди поля
и оно было полно костей [Е] И сказал мне: изреки пророчество на
кости сии и скажи им: ‘‘кости сухие! слушайте слово Господне!’’
[Е] вот Я введу дух в вас и оживете» (Иез 37:1-5). Грандиозный триптих
(2х4 м) показывает этот волнующий момент новозаветного творения,
когда по слову пророческому ветер, дующий с 4-х сторон, трансформируется
в пневму и мёртвые оживают. Строки Иезекииля читаются в храме на
утрене Великой субботы, предваряя Светлое Христово Воскресение.
Провоторов словно напоминает о непреложности благодатной помощи,
тем, кто жаждет перейти из смерти в жизнь. Вспомним, что пробуждались
тогда не просто отдельные личности, постепенно отходила после большевистского
наркоза вся изуродованная Родина. Тяжёлые гряды облаков, нависшие
над безводной пустыней в левой части, расходятся в правой, открывая
солнечное русло. Оно указывает путь воскресающему народу Божию.
В апогее московского православия (середина XVI в.) «Троянская история»
занимала отдельный том Летописного свода и была проиллюстрирована
под чутким руководством митрополита Макария. События далёкой старины
понимались не только буквально, но и аллегорически, тем более, что
Рюриковичи всерьёз считали себя потомками спасшегося после победы
ахейцев Энея. Продолжая традицию, Провоторов создаёт в 1987 г. свою
версию «Троянского коня»,
который также входит в цикл о Конце времён, написанный в рушащейся
евроазиатской империи. Конь кажется настолько великим (ржущая морда
упирается в небо), что стены древнего Илиона рассыпаются под его
ударом как игрушечные кубикиЕ
Гибнут не только бастионы государственности и социума. Финал Истории
знаменуется распадом элементов, составляющих видимый мир: «стихии
же, разгоревшись, разрушатся» (2 Пет 3: 10). «Четыре стихии» (1987-88) быть может, наиболее пугающий цикл Провоторова.
«Огонь», пожирающий себя
в хитросплетении обугленных балок пакгауза. Осенённая чёрными крылами
«Вода», размывающая аркаду плутонова подземелья.
Седовласый «Воздух»,
рвущийся между снежными вершинами Рипеев и чёрной космической бездной.
Изнурённая роженица-«Земля»,
вынужденная вновь поглощать вознесённые ею же высоты. Разорвав кольцо
времени, стихии высвобождаются от плена и главным орудием распада
здесь безусловно выступает человек.
«Ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого
соблазн приходит» (Мф 18: 7). В 1988-м, когда, мнилось, далеко отошло
всё мрачное и Святая Русь ликовала о 1000-летии своего Крещения,
Провоторов пишет ныне ставшие почти хрестоматийными «Семь смертных грехов». Художника зачастую
обвиняют в патологической извращённости вкуса, но он «всего лишь»
последователь Христа, прошедшего по Via dolorosa ради искоренения
нравственного зла. Не будучи подчинён страстям, Господь сознательно
претерпел тоску и раздвоенность грешников, чтобы духовно и физически
освободить их. Провоторов рисует семь Страстей и как идолов, которым
в тайне своего «я» поклоняются люди и как свирепых палачей, всегда
готовых истязать Спасителя, частица духа, которого всегда теплится
в человеке, взывая к его совести. Так же как на иконах Страшного
Суда Провоторов изобразил Грехи в виде демонов, разыгрывающих надрывный
фарс. Черти принимают самодовольные позы, пляшут, изгибаются, перешёптываются,
показывают странные знаки, скребутся, припадают на колено, грозятся.
Третьего не дано: или поклонись рогатой маске и на время приглуши
мучительный суд совести, или прими раны и кровь Сына Божия. Владислав
Провоторов—автор ряда картин на христологические сюжеты (самая знаменитая
из которых, выставлена в Музее Храма), но мы не станем перегружать
их анализом данный обзор.
ДАЛЕЕ |