И мы смотрим каравеллы на гравюрах, конечно, каравеллы, не рисовать
же современные бронированные кастрюли. Каравеллы, могучая изысканность,
тщательно продуманное легкомыслие, потакающее капризам морской
волны, крылатая недвижность облаков и ноктюэлл.
Кроме того, каравеллы, если использовать выражение Гастона Башляра, обладают
"онирической ценностью". Они рассчитаны не только на земные моря, но и на пространства
магической географии, на тот Океан, где наша реальность только блуждающий островок
в необозримых снах…
Вопрос: только ли слово "каравеллы" возбуждает лирический порыв,
или именно каравеллы, изображённые Дмитрием Воронцовым. Вероятно,
и то, и другое. На гравюре в бледно-кремово-коричневых тонах корабль
"бороздит" море, так как борозды заметны; детали прорисованы вполне
тщательно, каравелла стройна и воздушна сравнительно с весьма
плотными хаотическими облаками, напоминающими клочки сахарной
ваты либо зефир в шоколаде. Гораздо любопытней другая композиция:
здесь каравелла плывёт? Погружается? Меж морем и небесами, словно
во вселенском Океане стоика Посидония: корабль скорее оттеняет,
нежели озаряет розовый блик солнца неспокойного жемчужно-серого
неба. Всё это пробуждает ассоциации неопределённые: каравелла,
возможно, в глубинах вод, несмотря на вздутые паруса и прямые
флаги, внизу нечто, напоминающее подводную флору, с бортов свисают
пряди малопонятной волокнистой субстанции - тягучий плен или движение,
сон или реальность.
Волосы, водоросли, медузообразные объекты, клейкое, вязкое, беспощадное
- агентура морского дна, земной гравитации, но не только это,
естественное. На другой гравюре парусник "на цепи", но эта вроде
бы не якорная цепь. Парусник пришвартован? Прикован?.. Цепь теряется
в перспективе уходящей дорогой, по этой дороге, кстати, можно
попасть на корабль. Но, возможно, дело проще обстоит: якорная
стоянка по косой вертикали акватических слоёв.
Хочется пожелать Дмитрию Воронцову вегетации более роскошной:
орхидей, растущих в воздухе, декадентски изломанных, колоритных
форситий, наивной радости цикламеновых лепестков. Вероятно, графика
Дмитрия Воронцова где-то напоминает - Уильяма Блейка, Одилона
Редона, Фелисьена Ропса с некоторым "и так далее". И мы хотим
сказать "ах" в неопределённости каравеллы.
Евгений Головин
|