(стр.3
) ПРОДОЛЖЕНИЕ...
Преступление над нравственностью не замыкается, к сожалению,
во внутреннем мире человека. Оно выплёскивается наружу и перекраивает
земной шар по своему подобию и образу—«образу зверя». Эту ужасную
правду отражает диптих «Космогония
№ 666» и «Вавилонская
башня» (1989). «Змий древний, нарицаемый Диавол, и Сатана»
(Отк 12: 9), возникающий из преисподней, представлен Провоторовым
в непривычном ракурсе: сверху вниз, вписанным в ротонду Башни.
Его изображения, известные по православной иконографии, решались
в условной, плоскостной перспективе; Змий же Провоторова трёхмерен.
Возможно, это наиболее адекватное тексту Откровения его размещение
в данном пространстве. Центральная голова Сатаны прописана со
всеми подробностями: особенно обращают на себя внимание пятиконечная
трещина на обтянутом кожей черепе и вторые зрачки на тыльной стороне
вывернутых в титаническом напряжении глазных яблок. Это исступлённое
восстание против неба, прямая война с Духом Божиим, попытка взять
реванш за низвержение Денницы. Тут «Космогония» перекликается
с другой работой - «Падение ангелов».
Если в последней пространство разложено на векторы движения сверху
вниз, то в первой - наоборот - всеохватное стремление вверх, того,
кто принуждён ползать «на чреве своем» (Быт 3: 14).
Два символа, «Вавилонская башня» (в Ветхом Завете) и Вавилонская
блудница (в Новом), совмещены Провоторовым в один. Удивительно,
что до него этот, диктуемый самой логикой Писания, приём не был
никем использован. Картина со Змием представляет вид Башни изнутри;
Блудница на 7-головом Звере-Антихристе—снаружи. За образом Lady
in red легко угадываются негативные черты торгово-промышленной
цивилизации, всё бесстыднее попирающей незыблемые этические мерила
и охотно прикрывающей постулатами свободы и всепрощения — вседозволенность
и болезненную пресыщенность. Но они не могут служить замковыми
камнями башни. Даже Вавилонской. И та начинает рушиться.
Образ Башни, воплощающей, судя по всему, культуру человечества,
является ключевым для провоторовского символизма. В «Молитве»
(1992-93) она предстаёт как столп, ставший ареной «невидимой брани»
между схимником и змеем-искусителем. В её нижних этажах танцует
падчерица Ирода в коралловой диадиме с окровавленной головой Иоанна
Предтечи на подносе («Танец
Саломеи», 1995). А где-то рядом зодиакальный Рак схватился
в яростной «Схватке» (1993)
с черепом гигантского Кабана, у которого почему-то светится живой
глаз.
Не все произведения художника поддаются лёгкой расшифровке. Тем
не менее, он прекрасно далёк как от концептуального произвола,
так и от безвкусной стилизации. Несмотря на сложную архитектонику,
холсты Провоторова, за счёт эмоциональной насыщенности, равно
доступны взыскательному знатоку и зрителю, случайно зашедшему
с улицы. Эти картины учат Добру, хотя большая часть их посвящена
несомненному Злу.
Ярче всего подтверждает сказанное, выставленный в Музее Храма
«Ноев
Ковчег», как бы завершающий эсхатологический цикл. Тема
«Ковчега» стала программной не только для самого художника, но
и для композитора группы ARK Олега Макеева выпустившего одноимённый
альбом с музыкой к картинам Провоторова, и для президента культурного
центра «Ковчег Нового Завета» Александра Сплошнова, где последние
годы можно было видеть перечисленные полотна.
Смысловые линии, протянутые к предшествующим картинам Провоторова,
сходятся воедино в Ковчеге, водружённомЕ на вершину Вавилонской
башни. Это чарующее и полное загадок творение, в котором гнев
Божий представлен как ослепительная в своей неприступной истине
гармония. Для любых проявлений натуры человека Дьявол предусмотрел
бесчисленные переходы и причудливые ордера Башни, которые вот-вот
накроет цунами всемирного Потопа. Но по неведомой причине её верхние
арки обращаются в дикий, нетёсанный камень, над которым вздымается
величественный и простой одновременно Ковчег. Только он сможет
поплыть по ревущим волнам Светопреставления, только для него занимается
рассвет негасимого Солнца. И только его человечество действительно
сможет передать грядущим эонам.