МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ*
Посвящается “ангелу из библиотеки”
Закономерным следствием процесса деградации сознания является
потеря человеком способности к полноценному восприятию и толкованию
языка символов, характерного для традиционных инициатических текстов.
Перефразируя Рене Шваллера де Любича, можно сказать, что отсутствие
соответствующего перевода делает эти легенды в наших глазах скорее
бессмыслицей, чем рассказом, создающим образы, доступные пониманию,
и, в конечном итоге, общезначимые.
Это тем более важно, что символы служат ключом к пониманию истинной
природы происходящего как вокруг нас, так и непосредственно с
нами. Именно на основании этих, недоступных для профанического
сознания реалий, строится адекватная система мировоззрения и исходящая
из нее система целеполагания, – как для отдельного человека, так
и для социума в целом. Игнорирование, или же (что еще более пагубно)
искажение данных реалий неизбежно ведет к деформации и нарастанию
деструктивного момента.
Согласно совместному исследованию профессоров истории науки Массачусетсского
технологического института Джорджио де Сантильяны и Франкфуртского
университета Герты фон Дехенд, опубликованному в 1969 году, под
названием “Мельница Гамлета“, древние мифы не только описывают
общий опыт, но и делают это общим символическим языком. “...универсальность
является хорошим тестом, особенно в сочетании с четким замыслом.
Когда что-то, найденное, скажем, в Китае, обнаруживается также
в вавилонских астрологических текстах, это можно признать относящимся
к делу, если фигурирует комплекс необычных персонажей, про которых
никто не сможет сказать, что они – результат независимого спонтанного
творчества. Возьмем, скажем, происхождение музыки. Орфей и его
душераздирающая смерть могут быть поэтическим творением, рожденным
независимо в разных местах. Однако если с персонажей, которые
не играют на лире, а дуют в трубы, сдирают кожу живьем по разным
абсурдным причинам и их прискорбный конец воспроизводится на разных
континентах, то мы чувствуем, что здесь что-то есть, потому что
эти истории лишены внутренней логики. И когда волынщик Пайд просматривается
и в германском мифе о Гаммельне, и в Мексике задолго до Колумба,
и все время связан с общими атрибутами типа красного цвета, это
вряд ли может быть простым совпадением... Подобно этому, если
числа вроде 108 или 9х13 появляются в разных вариантах то в Ведах,
то в храмах Ангкора, в Вавилоне, в неясном бормотании Гераклита
и в норвежской Валгалле, это уже не случайность...“
Один из подобных образов, фигурирующий в подавляющем большинстве
традиционных мифологических и сказочных сюжетов, является предметом
предлагаемого ниже исследования.
* Печатается в сокращении
|