На главную страницу
АСПЕКТЫ ЗАГОВОРА
КОНСПИРОЛОГИЯ
Алексей Комогорцев



     
Сад или Пещера

...Нет тишины в холлах мертвых, не все еще порушено. Даже теперь часть наследия древних еще функционирует. Вот это действительно ужасно, не так ли?

С. Кинг “Колдун и Кристалл”

Проблема змея теснейшим образом связана с проблематикой Иного царства. Змей выступает как охранителем входа в Иное царство, так и его владыкой или же постоянным обитателем. Этот нечеловеческий характер царства не исключает наличия и городов, и  дворцов и садов.

Чаще всего это царство помещается под землей. В индуистской мифологии описываются подземные города, принадлежащие нагам, и их столица - Бхогавати, выложенная золотом, посреди которой высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки.

Дорога в иное царство ведет сквозь лес: большей частью входы в подземный мир были окружены непроницаемым девственным лесом. Этот лес был постоянным элементом в идеальном представлении о входе в Аид. Водоем также служит входом в Иное царство. Дорога туда пролегает как сквозь воду, так и по воде. Находящийся там змей сторожит не сам водоем, но вход в Иное царство. Так же как и горный дракон он связан не с высотами, а с пещерами, ибо наряду с водоемами именно пещеры считались  входом в Иное царство.

“Входом в потусторонний мир прежде всего является океан”, - говорит Ганшиниец. И далее: “Текущие воды, теряющиеся, например, в болотах или выходящие из земли, слыли за вход в подземный мир, равно как  штольни рудников”. Существа, обитающие там, имели вид драконов или быков (например, Ахелой, сватавшийся за Деяниру и убитый Гераклом). К той же категории относится Кербер. Весьма знаменательно русское название змея - Горыныч, увеличительное Горынчище, происходящее от слова гора. В былинах змее часто присваиваются эпитеты горынская и подземельная.

Иное царство обладает рядом определенных характеристик. Так, здесь никогда нет обработанных полей, где бы колосился хлеб, но присутствуют постройки, и это всегда дворцы. Чаще всего дворец золотой. Архитектура его весьма необычна: “А дворец тот золотой, и стоит на одном столбе на серебряном, а навес над дворцом самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья в обе стороны расходятся... Лишь только вошли они, застонал столб серебряный, расходилися лестницы, засверкали все кровельки, весь дворец стал повертываться, по местам передвигаться”. Сравним: “Сам же дворец покоится на золотых сваях, золотые столбы сияют в ограде, золотые щиты и пластины свешиваются с ворот и тихо звенят при движении волн. Змеятся дорожки, выложенные изумрудами, золотыми песчинками вытканы узоры на стенах покоев” (“История “Долины замков”, которую правдиво и без утайки рассказал достославный дон Хуан де Гуатавита” XVI в.). В связи с этим нельзя не вспомнить о мифическом Эльдорадо (исп. el dorado – “золотая страна”) корни представления о котором кроются в проблематике Иного царства. Золотая окраска есть печать и символ. Здесь - истоки представления о некой особой связи дракона и золота. Зародыш бесчисленных сказаний о змеях, жадно оберегающих громадные склады серебра, золота и драгоценных камней.

Дворец может быть также мраморным или хрустальным. Об алмазном дворце змея русская сказка говорит, что он вертится, словно мельница, и что из него видна вся вселенная - как на ладони. Хрустальная гора связана со змеем, который на ней обитает. Связь хрусталя и змея наблюдается и в обрядах: при посвящении втирался хрусталь.

Как и в случае с золотом, можно говорить об особенной связи змея с драгоценными камнями. Обиталище змея буквально ими усыпано драгоценными камнями. Так, например, столица нагов (которые согласно индуистской мифологии являются основными владыками и охранителями подземных сокровищ) - Бхоговати, описывается как место где рубины, изумруды и бриллианты сияют повсюду и являются основным источником света.

В Книге Иезекииля (28:12-19) описано падение властного духа, который был “помазанным херувимом”, находился в Едемском саду, среди прекрасных огнистых камней.  Бог наделил его красотой и поставил высоко; но тот “поставил ум свой наравне с умом Божиим”, вышел из повиновения. Поскольку высшие ангелы, как и человек, наделены свободной волей, Бог предоставил ему идти тем путем, какой он избрал; тот пал духовно, и был изгнан из рая. Речь идет о хорошо известном “великом драконе”, ставшем “сатаною”. Характерен акцент, сделанный на особенностях его внешнего облика и среды, в которой пребывал до падения “помазанный херувим”.

Связь змея с сокровищем (в буквальном понимании этого слова), является неким важнейшим элементом, непосредственно связанным с природой его изначального существования. Для змея сокровище есть нечто совсем иное, нежели чем для человека.

Чтобы наглядно проиллюстрировать нашу мысль, обратимся к сюжетам, которые раскрывают взаимосвязь драгоценного камня и змеиной смерти. Змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея безсмертнаго. Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом - Кощей.

“... на море-окиане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо, в котором горит яркий свет  или лежит самоцветный камень. Овладевши чудесным яйцом, герой бросает его в лоб Кощея  -  и он тотчас-же умирает”. Согласно другому варианту: “стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке,  как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль;  стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает”.

Здесь опять-таки возникает аналогия между змеем и гигантами. Так норвежская сказка говорит о великане, в теле которого не обреталось сердце и который потому был недоступен смерти; “мое сердце (выдает себя великан) там, куда нелегко дойти! ” Когда сказочный герой достал и разбил это яйцо - великан тотчас же умер.

Вернемся к описанию Иного царства. Славянские сказки говорят о змеиных царствах или дворцах - медном, серебряном и золотом.  В Германии ходят рассказы о дворцах, окруженных  медными, серебряными и золотыми лесами, принадлежащих соответствующим драконам. Подобными лесами и блистающими замками владеют норвежские тролли (равно великаны и драконы). Три металлических царства и три металлических леса соотносятся с преданиями о несметных сокровищах, хранимых змеями.

Большинство перечисленных признаков находятся в цикле Уральских сказов, собранных и обработанных П.П. Бажовым.

В роли хранителя царства здесь выступает Медной горы Хозяйка (вспомним  медное царство), сквозь человеческое обличие которой явственно проступают черты рептилии: “Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья”. Обратим внимание на особенности облачения Хозяйки: “А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить... И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает”.

Перед глазами невольно возникает “помазанный херувим” Иезекииля, поставленный быть на горе Божией, ходящий среди огнистых камней.

“Ложнорусский стиль в живописи любит изображать иное царство с церквами - это не в стиле сказки - пишет В.Я. Пропп - Небесного Иерусалима  она не знает”.

В Уральских сказах постоянно акцентируется инаковость, отличность царства Хозяйки от прочего - земного, человеческого мира, да впрочем и от горнего тоже. Красной чертой проходит через весь цикл сказов: “Худому с ней (Медной горы Хозяйкой) встретится - горе, и доброму - радости мало”.

Змеи далеко не единственные обитатели царства. Так в индуистской мифологии нагам принадлежит лишь одна из семи подземных областей, постоянно именуемая просто патала или Нагалока (мир нагов), считающаяся, кстати, прекраснейшим местом в мире и, по словам мудреца Нарады, превосходящая своей красотой и богатством небо Индры (Сваргу). Обитателями прочих подземных областей являются дайтьи, данавы и другие божественные существа, противостоящие богам, обитающим в небе. Дайтьи и данавы - гиганты. Это немаловажно, ибо в ветхозаветной традиции мы также встречаем предания о рефаимах - древнейших обитателях Ханаана, людях исполинского роста и огромной физической силы, которые отождествляются с обитателями подземного или подводного мира (Иов 26:5), заключенными за грехи “в глубине преисподней” (шеола) с  могущественными  царями древних идолопоклонников.

В Книге Еноха (7:2-3) рефаимы отождествляются с исполинами, рожденными смертными женщинами от падших ангелов (Быт 6:2-5). Страшные чудовища, ростом в 18 локтей, с 16 рядами зубов, они впервые стали вкушать мясную пищу, а от убийства животных перешли к истреблению людей; именно рефаимы изобрели оружие и начали кровопролитные войны (Мидраш Агада к Быт 10:9). Благодаря опасным знаниям, унаследованным от падших ангелов, рефаимы получили колоссальную власть над природой: они умели “охватывать небесный свод, способствуя низведению дождей” (Берешит рабба 26:17; Сота 34б). Особую разновидность рефаимов составляли анаким - великаны с непомерно длинной шеей (народная этимология от anaq, “шея”). Рефаимы погибли “от неразумия своего” (Барух 3:26-28), истребляя друг друга. Лишь некоторые из них, успевшие родить детей, сохранили свой облик в потомстве (Книга Еноха 15:8; Книга Юбилеев 7:29). Конец “губившим землю” гигантам (их наземному царству) положил всемирный потоп.

Вернемся к работе М. Евзлина, анализирующей уже греческую мифологию: “С самого начала Тартар становится своего рода вместилищем элементов, которые совершенно не в состоянии функционировать как конструктивные элементы (восставшие титаны, чудовища вроде Тифона и т.п.)... Космогонический процесс заканчивается. Тартар, как “остаточный” хаос, заключает не вошедшие в систему мироздания элементы, которые тем не менее вечно присутствуют в его недрах...” Тартар одновременно и место изгнания (изоляции) и убежище. Не миру мертвых (Аиду), как считал В.Я. Пропп, но Тартару в большей степени соответствуют представления о Ином царстве: “Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный”. “Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда / Ночь непроглядная шею ему окружает” (Hes. Theog. 726-727). Итак, чудовищные порождения Земли и Неба скрываются в недрах (Тартаре). В.Г. Иванченко пишет: “Среди людей, часто путешествующих по Алтаю, распространена легенда о неком месте на берегу Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку тысячи змей. Нам удалось отыскать источник этой истории. В 6 вып. “Известий Алтайского отделения географического общества СССР” (1965) помешено сообщение геофизика Никифорова, занимавшегося в 50-х годах поиском радоновых вод. Оно называется “Змеиный курум в долине реки Катуни”. Зимой на склоне правого берега Катуни, в двух километрах выше устья Урсула, Никифоров обнаружил пятно размером 30 на 70 м, лишенное снега. Снег таял из-за ровного теплого ветра с температурой +4,70 и слегка повышенным содержанием радона. Ветер дул из-под каменных глыб. При попытке начать раскопки из-под камней поползли змеи... Связывая это явление с выходом термальных вод (так впоследствии и не обнаруженных), Никифоров просто не знал, что указанные параметры в точности соответствуют микроклимату подземных полостей Алтая. Но воздухообмен такой интенсивности указывает на существование под  камнями полости просто чудовищных размеров, не сравнимой ни с одной из известных пещер. Что таится там? Об этом можно только догадываться...”   

Пермский биолог Владимир Шемшук считает, что жизнь под землей не такая уж фантастика: “По оценке геологов, под землей воды больше, чем во всем Мировом океане, и не вся она находится в связанном состоянии, т.е. лишь часть воды входит в состав минералов и пород. К настоящему времени обнаружены подземные моря, озера и реки. Высказано предположение, что воды Мирового океана связаны с подземной водной системой, и соответственно, происходит не только круговорот и обмен водой между ними, но и обмен биологическими видами... Чтобы подземная биосфера была самодостаточной, там должны быть растения, выделяющие кислород и разлагающие углекислый газ. Но растения, оказывается, могут жить, расти и давать плоды без освещения. Достаточно по земле пропускать слабый электрический ток определенной частоты, и фотосинтез происходит в полной темноте. Однако, подземные формы жизни не обязательно должны быть похожи на существующие на Земле. В местах выхода на поверхность из недр земли тепла, были обнаружены особые термические формы жизни, которые не нуждаются в свете. Вполне может быть, что они могут быть не только одноклеточными, но и многоклеточными и даже достигать очень высокого уровня развития”. Если термические “растения” не способны жить на поверхности, подобно тому как наши растения не способны к жизни под землей, то животные питающиеся термическими “растениями” способны питаться и обычными. Человек, проникн лишь на 5 километров вглубь земли, и не может сейчас сказать, что делается на глубинах 10, 100, 1000 км. там, где давление воздуха больше 8 атмосфер. Возможно, многие плавающие существа времен асурской биосферы нашли себе спасение именно под землей. Периодические сообщения средств массовой информации о динозаврах, появляющихся то в океанах, то в морях, то в озерах - это свидетельство о проникающих из подземелья существах, которые нашли себе там пристанище.

Как убеждены феноменалисты, существует взаимосвязь межу образованием трещин в земной коре и появлением монстров, фантомов и всякого рода таинственных огней. Например, знаменитое озеро Лох-Несс расположено на геологической трещине, проходящей через Шотландию, и чудовище, из болота Болинас в Калифорнии живет как раз на линии разлома, идущей к северу от Сан-Франциско (на этой же территории обитает и другой монстр - “Бигфут”). Нам представляется важным это скопление феноменов вокруг ущелий и пещер, этих традиционных ворот в подземное царство.

Стоит упомянуть и о другой географической привязке. Вряд ли может быть совпадением, что большая часть наблюдений длинношеих монстров в Канаде происходила около изотермической полосы в 100, что соответствует области встреч с подобными существами в других странах Северного полушария. Распределение этих чудовищ по карте мира следует какой-то общей схеме, и можно провести соединительную линию между Канадой, Ирландией, Шотландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и частью бывшего СССР. Как выразился криптозоолог -  Бернард Эйвельманс: “Едва ли можно рассчитывать на более явственное подтверждение их существования”.

Нельзя обойти вниманием и многочисленные сообщения о находках в камнях или горной породе различных живых существ (преимущественно земноводных и рептилий). Мифология сохранила устойчивые представления о лягушке как животном хтоническом, близком к хаосу и бездне, к корням мира, к подземным водам и камню. Поэтому неудивительны многочисленные сведения о лягушках, находимых живыми в цельном камне, угле, дереве.

Дж. Мичелл и Р. Рикард указывают на обширную, разветвленную систему тоннелей частично искусственного, частично природного происхождения под поверхностью значительной части Земли. В Британии и Ирландии повсюду встречаются легенды, сообщения и реликвии, связанные с подземными путями, соединяющими древние священные места в любом регионе этих стран. Поразительные сведения о разветвленной структуре пещер и тоннелей под поверхностью Франции и ряда других стран приводит в своей книге Баринг-Гульд.

Первоначальная мистическая цель этих убежищ была неким образом связана с заклинанием существ, обитавших в так называемом “нижнем мире”. В книге Гарольда Бейли содержатся сведения, полученные от первых путешественников по великим тоннелям, проходящим под значительной частью территории всей Африки, включая тоннель под рекой Каома. Об этом последнем подземные путешественники говорили так: “Он столь длинный, что каравану потребовалось время с восхода солнца до полудня, чтобы пройти его целиком”.

В июле 1976 года появилось сообщение об экспедиции, финансируемой военным ведомством и отправляющейся в Южную Америку, в Анды, с двойной целью: с одной стороны, исследовать загадку “технически невозможных” древних каменных городов высоко в горах и, с другой - изучить обширную сеть таинственных тоннелей, которая, как говорят, проходит под всей горной цепью Анд. Если бы мы захотели доказать существование животного мира, находящегося под нашим собственным, нам не составило бы ни малейшего труда указать на “входы” в подземное царство, и при этом у нас не было бы недостатка в свидетельствах былых контактов между людьми и подземными жителями.

По сведениям В. Шемшука в России тысячекилометровые тоннели были обнаружены на Алтае, Урале, Тянь-Шане и Кавказе.

Вот как описывает системы тоннелей под Сахарой английский путешественник Джон Уэллард: “Эта система состоит из множества параллельных и пересекающихся шахт, называемых здесь “фогтарас”... Несмотря на то, что внешне они похожи на ирригационные тоннели в Персии (которые до сих пор используются), конструкция африканской системы иная... Изнутри основные тоннели имеют размеры не менее 4,5 м в высоту и 5 м в ширину. В обе стороны от основных тоннелей отходят боковые шахты, которые соединяют их с главной подземной магистралью. Многие из этих остатков древних сооружений неизвестны, хотя сотни тоннелей все еще видны. Обнаружены следы более 230 тоннелей, общей протяженностью около 2000 км”.

В перуанских Андах, испанский капитан Франсиско Писарро (1475-1541) обнаружил на горе инков Уаскаран, на высоте 6768 м, подземные галереи. Вход в них перекрывали огромные каменные плиты. Испанцы предположили, что за ними склад продовольствия. Только в 1971 году в гроты инков спустились спелеологи (спуск под землю происходил неподалеку от перуанского местечка Отуцко). На 62-хметровой глубине их ждало обескураживающее открытие: дорогу им преградила герметичная дверь, состоящая из двух гигантских каменных створок высотой 8 м, шириной 5 м и толщиной 2.5 м. Впрочем, усилий четырех человек оказалось достаточно, чтоб открыть их. Гигантские створки покоились на сферических камнях, постоянно орошаемых водой из бьющего неподалеку источника, и поэтому легко вращались. По ту сторону “дверей” открывается глубокий тоннель, способный заставить побледнеть от зависти современных строителей подземный коммуникаций. Подземная галерея круто идет вниз - угол наклона достигает 140 - параллельно склону. Пол облицован каменными плитами, часто влажными, но совершенно нескользкими. В конце подземных галерей Гуанапе - так называется островок неподалеку от перуанского берега, куда, как утверждают, выводит тоннель, - шумит океан. Тоннель обрывается под береговой линией. Специалисты ведут напрасные споры: на острове Гуанапе не было найдено никаких следов выхода из тоннеля. Неизвестно, куда ведет этот подземный путь, проложенный инками или их предшественниками.

В 1570 г. испанский историограф отец Кристобаль де Молина заинтересовался подземными галереями и их сокровищами. В своем труде, изданном в 1572 г., Молина говорит, что “Отец человечества” скрылся в подземельях после того, как закончил Сотворение Мира. Этому таинственному убежищу обязаны своим рождением многочисленные народы, которые вышли из своего рода “вечной ночи”. На протяжении веков подземные галереи и залы служили кладовой для сокровищ и убежищем от возможных нападений. Жестокий закон карал смертью того, кто по неосторожности заговорит о подземельях в кругу непосвященных.

В непосредственной связи с упомянутыми выше фактами находится загадочное дело Дж. С. Брауна, американского золотоискателя, утверждавшего, что он обнаружил искусственный тоннель в горной гряде в Калифорнии в 1904 году. Он рассказывал, что шел по этому тоннелю, пока не попал в подземную пещеру, стены которой были обиты медью. В пещере было полно человеческих скелетов, он обнаружил также золотые россыпи, а на стенах иероглифы, которые не смог расшифровать. Браун решил сначала разбогатеть, а уж потом рассказать о своем открытии. На это ушло 30 лет, но в 1934 году он отправился в Стоктоун, Калифорния, город, ближе остальных расположенный к тоннелю, и набрал экспедицию. Он завербовал 24 человека, когда вечером 19 июня 1934 года вдруг исчез: никто его больше не видел. Полиция провела расследование, чтобы узнать, не занял ли он случайно у кого-нибудь деньги под сокровища, которые предполагал найти. Их догадки не подтвердились - Браун не был должен никому. То есть видимых причин для его исчезновения не имелось... Если только он не подошел слишком близко к определенным тайнам и не был устранен из опасения, что человечество узнает о том, что ему, с чьей-то точки зрения, знать совершенно не следует.

Тема существования скрытых подземных коммуникаций, нашла свое отражение и в известной книге Е.П. Блаватской “Из пещер и дебрей Индостана”.

Подобная действующая система описывается в уральских сказах и в знаменитой сказке “Али Баба и сорок разбойников”, в которой дверь в подземный мир открывается заклинанием “Сезам, отворись”.

Приведем следующий отрывок из “Повести временных лет”: “Есть горы, упирающию в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железо, и если кто дает им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха. Путь же к  тем горам не проходим из-за пропостей, снега и леса...” Это чудо, по словам летописца, существует в “Югорской земле”, на крайнем Севере, где живет “самоядь” - саами.

В древнерусском сказании “О человецах незнаемых в восточной стране” мы находим известие о людях, ходящих под землею и о существовании “над озером - пишет Д. Анучин - мертвого “града”, в котором происходит немая торговля: “Вверх тоя же реки великия Оби есть люди: ходят по под землею иною рекою день да нощь с огни, и выходят на озеро, и над тем озером свет пречуден и град велик, а посаду нет у него”.

У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землею людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший страну раньше их и который, после их прихода ушел в землю”. Интересный аналог мы можем встретить в ирландских преданиях о Туата де Данан - “племенах богини Дану”, также скрывшихся под землю, под натиском предков галлов, заселивших остров. Это предание соотносится с русскими рассказами о северной Чуди, которая также представляется ушедшей в землю с приближением русских. Известно бытовавшее среди самоедов Малоземельской тундры предание: “Сирты живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: “Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли; но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны”. Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. Известно впрочем, что эти сирты богатый народ; у них есть серебро и медь, железо, свинец и олово в изобилии, да и как им не иметь всего этого, если они живут в земле, а ведь все эти вещи добываются из земли”.

Верование в подземных жителей помимо северных народов кое-где разделяется и русскими. Украинцы отождествляют их с блаженными рахманами, неясным отголоском сказания об индийских брахманах. Новгородское сказание помещает подземных людей в страну у верховьев Оби и не говорит, чтобы они жили в земле, а только, что они “ходят под землею... иною рекою день да нощь с огни”, но все-таки “выходят на озеро”. Это известие основано на слухе о той чуди, которая пролагала под землей в Алтае свои копи для добывания медной руды. Известно, что как в Алтае, так и на Урале, русские открывали рудники, большей частью по следам некоего древнего народа, знакомого с металлургией и открывшего в этих горах наиболее замечательные месторождения.

Вопрос о подземных коммуникациях носит комплексный характер. Существуют подземные коммуникации, как построенные в историческое (в терминологии ортодоксальной исторической науки) время, так и относящиеся к “допотопному” периоду, а также подземные области ставшие сферой обитания существ, населявших Землю задолго до возникновения и распространения человека как биологического вида. Мы не можем исключать некоторого взаимопроникновения этих составляющих друг по отношению к другу. Кроме того, здесь мы имеем дело с действующей системой, проявляющей активность, по отношению к процессам, протекающим непосредственно на поверхности.

 
Следующая страница
Design © METAKULTURA
© ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
Купить офисную бумагу www.bereg.net.