К вопросу о контактах
В.Я. Пропп – писал: “...есть категория работ, в которых фигура
змея рассматривается как реминисценция о некогда существовавших
доисторических животных. Эти работы уже потому ошибочны, что,
как это установлено совершенно точно, человек появился на земном
шаре уже после того, как эти животные вымерли.”
Имеющийся фактологический материал позволяет предполагать кардинально
иное положение дел.
Обратимся к совместной работе кандидата геолого-минералогических
наук Р. Фурдуя и киевского инженера Г. Бурганского: “В 1945
году мексиканский торговец Вальдемар Джульсруд, проезжая верхом
в окрестностях города Акамбаро, увидел место, где сильные дожди
размыли почву и обнажили какие-то глиняные изделия. Увлеченный
собиратель древностей, он прихватил с собой одну из найденных
фигурок, а позднее, наняв местного гончара … поручил [ему] собрать
все, что удастся. Находка оказалась необыкновенно богатым собранием
глиняных изделий и фигурок. К 1952 году Джульсруд собрал их
более тридцати тысяч. Все статуэтки – некоторые достигали метровой
высоты – были вылеплены из обожженной глины. Изображали они
как людей, так и животных, причем среди них не было повторений.
В преобладающем большинстве статуэтки изображали животных, неизвестных
науке или... давно вымерших. В том числе динозавров, плезиозавров,
бронтозавров. Кандидат исторических наук Г. Буслаев, комментируя
статью французского исследователя Рональда Виллиса, не исключил
возможность подделки коллекции Джульсруда. Однако в 1972 году
три глиняные фигурки были обследованы в лаборатории Пенсильванского
музея с помощью термолюминесцентного метода. “Мы были столь
ошарашены неожиданно древним возрастом этих фигурок, – пишет
руководитель лаборатории Р. Фрелих, – что Марк Ган решил собственноручно
проделать по 18 проб с каждой из фигурок, а это уже очень серьезный
тест. Все три фигурки дали одну и ту же дату: 2500 лет до н.э.
Лаборатория сочла возможным распространить эту датировку на
всю коллекцию Джульсруда”. Кроме того, занимавшийся изучением
находок профессор Хэпгуд установил, что подобные статуэтки обнаружены
не только в Акамбаро. Идентичные фигурки предлагали туристам
жители местечка Сан Мигель Альенде неподалеку от Акамбаро. Находили
они фигурки в пирамидах, расположенных в этой местности.
Аналогичные изображения давно вымерших животных – динозавров,
бронтозавров, брахиозавров и других – имеются и на т.н. “черных
камнях Ики”. Их первооткрывателя перуанского хирурга Луиса Кабреру,
собравшего более 15 тысяч “черных камней”, конечно, тоже обвинили
в фальсификации. Но проведенные исследования как будто доказывают
подлинность рисунков. Более того, еще в 1926 году о “черных
камнях Ики” писал монах-иезуит Педро Симон. А спустя некоторое
время стало известно, что перуанские археологи располагали первыми
из них еще в XIX веке.
Аналогичные изображения вымерших животных на Воротах Солнца
в Тиауанако описывает Г. Хэнкок: в своей книге: “На третьей
колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось
разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами,
клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом
Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена,
как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до
того, как они внезапно вымерли около 10000 лет до н.э. Это были
представители вида Cuvieronius, похожие на “слонов”, изображенных
на Вратах Солнца... Среди сонма стилизованных фигур животных,
высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие
виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали
один из них, как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее
в воде и на суше, длиной около 2,7 м. и высотой в холке 1,5
м.; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид
носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были
весьма распространены в Южной Америке 1,6 млн. лет назад и вымерли
около 12000 лет назад... Другими исчезнувшими видами, чьи изображения
обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia,
которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой
(вспомним, что лошадь была завезена в Америку лишь после открытия
материка Колумбом, вариант же американской лошади вымер 150-200
тыс. лет тому назад)... В каком-то смысле Тиауанако представляет
собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных,
постарше додо, увековеченных в камне.”
Обратимся теперь к работам А. Горбовского: “Археологическая
экспедиция Дохени в 1924 году обнаружила в одном из ущелий Сев.
Аризоны наскальное изображение странного животного. Оно было
выполнено острым куском кремния. Сам Дохени считает, что это
– изображение одного из видов динозавров – тиранозавра. Если
сравнить наскальный рисунок с тем, как выглядит это животное
согласно современной реконструкции, с мнением Дохени трудно
не согласиться. Известно также изображение животного, которое
знатоки считают стегозавром … Если выводы, делаемые на основании
этой находки, правильны и ранний человек действительно был современником
последних динозавров, то, очевидно, или отдельные представители
динозавров вымерли значительно позднее, чем это считается, или
история разумного человека уходит в прошлое еще дальше. Вернее
всего, однако, предположить и то и другое.” В этом же ряду находится
и сообщение, датированное 1969 г., о находке в горах Горозомза
(Родезия) фермером Б. Парксом пещеры с древними рисунками бушменов.
На одном из них изображен бронтозавр, выползающий из болота.
Ученые подтвердили, что очертания чудовища действительно напоминают
облик этого ископаемого ящера.
Невозможно обойти вниманием и историю, связанную с знаменитыми
воротами богини Иштар в Вавилоне. Криптозоолог Николай Непомнящий
пишет: “…стены ворот и дорожки покрыты барельефами необычайной
красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным.
Стены дорожки украшают ряды степенно шествующих львов. Стены
ворот сверху донизу покрыты перемежающимися рядами изображений
двух других животных. Одно из них – мощный бык свирепого вида,
второе... вот тут-то и начинается зоологическая головоломка.
Обычно это второе животное называют вавилонским драконом, и
это тот же самый зверь, который фигурирует под таким же наименованием
в Библии. В клинописных надписях сохранено его вавилонское название
– сирруш...
Барельефы сирруша имеют очень четкий контур и изображают
узкое туловище, покрытое чешуей, длинный и тонкий чешуйчатый
хвост и такую же длинную и тонкую чешуйчатую шею со змеиной
головой. Пасть закрыта, но из нее высовывается длинный раздвоенный
язык. На затылке видны кожистые уши, украшенные прямым рогом,
служащим также и оружием. Возможно, что рога там два, поскольку
на изображении тура-рими виден тоже лишь один рог. “Очень примечательно,
– пишет профессор Роберт Колдевей, – что, несмотря на чешую,
животное имеет шерсть. Рядом с ушами с головы ниспадают три
спиралевидные пряди, а на шее, там, где должен быть гребень
ящерицы, тянется длинный ряд вьющихся локонов”. Но самая примечательная
деталь – лапы. Передние похожи на лапы животного из семейства
кошачьих (скажем, пантеры), а задние – на птичьи. Они очень
большие, четырехпалые, покрыты крепкой чешуей. И вопреки сочетанию
столь разных деталей, сирруш выглядит как живой, во всяком
случае, совсем как изображенный рядом с ним рими, если не более
естественно… Поначалу думали, что это, изображение животного
из отряда ящеровых. Проф. Колдевей… пришел к заключению, что
животное, если оно существовало, должно быть классифицировано
как птиценогий динозавр. Осторожно подведя читателя к этому
заключения, он вдруг заявил: Игуанодон, найденный в отложениях
мелового периода в Бельгии, ближайший родственник Вавилонского
дракона”.
Два самых таинственных библейских зверя появляются на этих
воротах один над другим. Рими, не вызывающий доверия при всей
его могучей силе, и дракон, которого держали в каком-то вавилонском
храме и которому поклонялись горожане, пока Даниил не убил его.
В конце концов было установлено, что рими – это тур. Ну а сирруш?
Почему не посчитать его просто выдумкой? Сам Колдевей считает
это маловероятным, поскольку изображение сирруша не изменилось
за тысячи лет, что не свойственно другим созданиям вавилонян.
В раннем вавилонском искусстве сирруш появился в узнаваемой
форме, и его по-прежнему рисовали при Навуходоносоре, то есть
около 604-561 годов до н.э. Современная наука может определить
вид ящера, к которому принадлежал сирруш, хотя ископаемых
останков точно такой же разновидности она не знает... Сирруш
– либо точная копия чего-то известного вавилонянам, либо чудо
воображения, совпавшее с реальностью. Но это не “реконструкция”.
Кроме того, нигде вблизи Вавилона не обнаружено кладбищ костей
динозавров... Нас не должен волновать тот факт, что это животное
вряд ли встречалось в природе даже во времена древнего Вавилона.
Рими в те времена тоже вымерли в Месопотамии, но они еще 20
столетий жили в Европе. Для вавилонян рими был “чудовищем из
дальних стран”. То же самое можно повторить о сирруше...
Если открыть 30-й том Полного собрания русских летописей, там
под 1582 г. можно найти удивительную запись: “В лето изыдоша
крокодилы лютии звери из реки и путь затвориша, людей много
поядаша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки
спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич
Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день...”
Вот еще одна запись того времени. Она сделана агентом Английской
торговой компании Джеромом Горсеем. В 1589 году он в очередной
раз ехал в Россию и в Польше стал свидетелем невероятного: “Я
выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу
лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали
брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что
я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где
встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно
поправился...”
В Мазуринском летописце, носящем программное название “Книга,
глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка
словенскаго, от коле и в кои лета начаша княжити”, читаем,
что “Великий князь Словен поставил град Словенеск, ныне называемый
Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали
называться словенами и реку, в озеро Ильмень, впадающую назвали
по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца
назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже
впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник
и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого
зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся
ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...” Нечто
напоминающее крокодилов встречается и в воспоминаниях ватиканского
посла в России австрийца Сигизмунда Герберштейна, приезжавшего
в нашу страну в 1517 и в 1526 годах. Вот его слова: “Эта область
изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные
явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые
кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами
наподобие ящериц, с черным и жирным телом... с каким-то страхом
благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище”...
Неведомый крокодил, получивший на этот раз имя “Арзамасский
монструз”, вновь объявился в России в начале XVIII в. Свидетельства
об этом странном событии было обнаружено в архиве города Арзамаса:
“Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч
и град, и многие скоты и всякая живность погибли... И упал с
неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня
Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича
от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов
и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего
бросили в бочку с крепким двойным вином....” Подписана бумага
земским комиссаром Василием Штыковым. Посылка, очевидно, не
дошла до Петербургского музея. Природа “монструза” осталась
неразгаданной.
Есть и другой ряд находок, способный пролить свет на интересующую
нас проблему. Так, в русле Пэлэкси Ривер в Техасе сохранились
четкие окаменевшие следы динозавра (речное дно в это месте существовало
в меловом периоде). И тут же, совсем рядом, обнаружены отпечатки
ног человека!.. Палеонтолог К.Н. Догерти установил, что здесь
в так называемой “Долине великанов”, имеются сотни отпечатков
лап ящеров различных видов – и повсюду рядом с ними встречаются
следы человеческих ног. Следы в Пэлэкси Ривер не единственный
пример. Американский геолог Г. Бурру еще в 1931 году сообщил
о находках отпечатков человеческих ног в слоях, возраст которых
составлял... 250 млн. лет! Десять подобных следов он обнаружил
в нескольких милях к северо-западу от Маунт-Вернона... Фотографии,
выполненные Бурру, неопровержимо доказывают, что там, где подошвы
оказывают обычно наибольшее давление, песчинки спрессованы сильнее,
чем между пальцами ног и под сводом стопы. Не мог же таинственный
мистификатор изменить структуру песчаника! Нет, эти пятипалые
отпечатки совершенно бесспорно свидетельствуют о человеческой
стопе длиной 24 и шириной 10 см.
Отечественным аналогом находок в Ике, Акамбаро и Тиауанако
являются предметы, относящиеся к искусству металлической пластики,
условно именуемому “пермским звериным стилем”. В Приуралье,
главным образом по берегам Камы и ее притоков, издавна находили
отлитые из бронзы диковинные бляшки с хорошо различимыми фигурками
людей с лосиными и птичьими головами, птиц с человечьими ликами
на груди, каких-то фантастических животных... Авторами этих
изображений были литейщики легендарного племени чудь, населявшего
когда-то север. Весь мир в их представлении делился на три яруса:
верхний – небесный, средний – земной и нижний – подземный или
подводный. Главным “хозяином” последнего является существо,
“могущее жить и двигаться одинаково удобно как в воде, так и
на суше”. “Ящер” – так метко окрестил его 100 лет назад Ф. Теплоухов
– непременный участник композиций “шаманской” бронзы. В книге
А. Спицына “Шаманские изображения” приведено свыше сотни рисунков
“чудских образков” с изображением ящеров. И везде они в движении,
у всех открыта пасть, они “дышат”, они “живут”, глаза у всех
открытые, зрячие!
Интересную характеристику ящеров приводит Д. Анучин: “...среди
приуральской чуди было широко распространено представление о
каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной
головой, вооруженные рогом и напоминающей отчасти крокодилью
или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль
спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь
этот... изображался в виде отдельных фигурок или в подножии
антропоморфных и зверовидных фигур “образков”, как бы заменяя
собою землю; по-видимому, он и представлялся живущим на земле...”
Согласно чудским верованиям владыкой нижнего мира был Куль-Отыр.
В переводе коми-пермяцкого языка “куль” – водяной черт,
“отыр” – люди, народ.
Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур (сульде),
с которыми представляет подчас сложную композицию. На великолепной
поделке, найденной на Каме близ деревни Ныргында, изображен
“огромный, весьма типичный ящер, длинный, изогнутый, с коротким
пушистым хвостом и короткими лапами; на сильно вывернутой нижней
челюсти и на шее волоса, верхняя челюсть иззубрена”. На ящере
сидит человек с раскинутыми руками-крыльями, голова и руки его
переходят в лосиные головы, а те, в свою очередь, в птиц...
Это удивительное произведение безвестного древнего ваятеля относится
ко времени рассвета пермского звериного стиля (VIII-IX вв.).
В ряде случаев загадочной рептилии отводится главное место
в композиции. Вот два изображения, найденные в дер. Подбобыке
Ныробского р-на Пермской обл., на левом берегу реки Колвы. Одно
из них красочно описал Ф. Теплоухов: “Животное это представляет
собой нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает
собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища,
как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза
и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть
длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой
такой рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих
рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально”.
...Перед нами изображение удивительных существ, во многом схожих
между собой: массивное приземистое тело на коротких лапах, хвост,
роговидный выступ на морде, вдоль спины чешуйчатые наросты –
признак пресмыкающихся. Ящеры присутствуют не только в сложных
религиозных композициях пермской металлопластики, где их образ
заметно упрощен и стилизован. Имеются отдельные изображения,
очевидно, родовые тотемы, где таинственное животное “выписано”
гораздо более детально...
Возможные контакты человека с “доисторическими чудовищами”
устойчиво отложились в людской памяти. В местном фольклоре ящеры
трансформировались в сказочных змеев и драконов... Изображения
ящеров встречаются даже на русских прялках. Так, на прялках
с широкой ломпаской для привязывания кудели нередки изображения
солнца, к которому снизу тянется ящер. Поражает, как тщательно
и рельефно вырезано чудовище; тело его извивается, как у змеи.
Ящер не был придуман, в этом не было необходимости, как не
нужно было придумывать другие образы: лосей, медведей, птиц
и т.п. Это были живые представители фауны, некогда окружавшей
человека.