Малахитовая Шкатулка
Враг уже не у ворот, враг давно в городе и помечает дома крестами,
вырезает караулы на башнях, лезет со свечей в пороховой погреб...
Продажные писаки, художники, лицедеи уже в открытую навязывают
обществу - хуже того, детям - сказку про доброго дракона, про
хорошего ящера, про храбрых черепашек и мудрых удавов. Упорно
внушается мысль, что чужое, уродливое, нечеловеческое обязательно
должно быть милым, дружелюбным и совершенно безопасным. Чтобы
детишки, выросши, не пугались до тех пор, пока их не начнут
жрать...
А. Лазарчук, М. Успенский “Посмотри в глаза чудовищ”
Возвращаясь к проблеме уральских сказов, рассмотрим внимательнее
на сюжеты, связанные с упоминанием легендарного племени чудь.
О чуди известно немного, в основном из преданий, бытующих среди
северян, в частности среди народности коми. В этих легендах
чудь представлена как “прежний”, “иной”, “старый” народ. Племенам
чуди обязан своим возникновением “пермский звериный стиль”,
об особенностях которого говорилось выше.
В ряде описаний чуди мы встречаем акцент на необычно большом
росте представителей этого племени. Слово чудо (чоудь, шудь,
чудовище = диво, дивище) означало в старину великана, гиганта.
Как у сербов див - великан, так по русским преданиям, великаны
суть дивьи народы. “Уже в отдаленной древности со словом дивы
связывалось понятие о драконах и великанах”, - указывает Афанасьев.
Характерна и другая особенность преданий о чуди: “Были они
не русськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались,
про то никто не знает. По лесам жили. Одним словом, стары люди.
Домишек у них либо обзаведенья какого - банешек там, погребушек
- ничего такого и в заводе не было. В горах жили. В Думной горе
пещера есть. С реки ход-от был. Теперь его не видно,- соком
завалили. Поди, сажен уж на десять. А самоглавная пещера в Азов-горе
была. Огромаднейшая - под всю гору шла. Теперь ход-от есть,
только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное”.
Вспомним, что “дивьи народы” (=великаны) заключены в горах
на самой полунощи. Упомянутое соседство змея с великанами прослеживается
и на материале уральских сказов, все описанное там, свидетельствует
о событиях практически современных.
Так, “чудь в землю ушла, под землей пропала, живьем закопалась.
Сделала она это, по одним, оттого, что испугалась Ермака, по
другим, оттого, что увидала белую березу, внезапно появившуюся
и означавшую владычество Белого царя”.
А вот Медной горы Хозяйка, Великий Полоз и прочие “змеиные”
персонажи не только остаются, но и вступают в некие взаимоотношения
с новым населением региона. На основании ряда сюжетов можно
говорить о своеобразном “разделе сфер влияния” между новыми
поселенцами и Древними Силами. В этом контексте Уральские сказы
являются важнейшим материалом, содержащим сведения о практически
современных контактах человека с представителями иного царства.
Зададимся вопросом, а имеются ли у нас какие-либо основания,
позволяющие говорить о проявлениях иного царства непосредственно
в наши дни?
В связи с этим самого пристального внимания заслуживают сведения
о активности т.н. “реликтовых существ”, к которым в первую очередь
относятся различные рептилии (в т.ч. летающие) и человекообразные
(“реликтовые гоминоиды”); а также комплекс явлений связанный
с т.н. Неопознанными Летающими Объектами. Означенные феномены
проявляются тождественно с традиционными формами Иного царства.
Как тонко подметил Жак Валле, если попытаться передать некую
истину, находящуюся за пределами семантического уровня, достигнутого
языком вашей аудитории, то вам придется сконструировать очевидные
для обыденного восприятия противоречия. В известном случае контакта
с НЛО во Франции один из вопросов пилота НЛО касался пространства
и воспринимался абсурдно: “Я в Италии или в Германии?”- спросил
он. Какой ученый серьезно отнесется к подобной истории? Какое
влиятельное должностное лицо станет рисковать репутацией, проявляя
интерес к такому происшествию? Даже священник будет держаться
от него подальше - бесовские штучки!.. Любая неведомая сила,
которая захотела бы обойти интеллигенцию и церковь, остаться
незамеченной для военных систем слежения, не нарушить покоя
общества на уровне политиков и чиновников и одновременно вселить
в это общество глубокие сомнения относительно его основополагающих
философских принципов, действовала бы именно так. В то же время
она, конечно, должна была бы предоставить объяснение самой себя,
чтобы ускользнуть от настоящего раскрытия. Она вынуждена была
бы построить непосредственно за пределами структуры верований
подопытного общества некий образ, в задачу которого входило
бы одновременно и тревожить и ободрять, используя с одной стороны
легковерие ревнителей, а с другой - ограниченность развенчателей.
Этим-то как раз и отличается феномен НЛО. Его проявления убеждают
в том, что мы имеем дело с системой контроля.
Простой пример такой системы - термостаты, на протяжении всего
года регулирующие температуру в помещении. Летом термостат следит
за повышением температуры до определенной точки, затем включает
систему охлаждения. Зимой, когда начинает холодать и температура
опускается ниже определенного уровня, включается другой механизм,
отопление, которое и нагревает дом. Наивный наблюдатель мог
бы попытаться объяснить все это, исходя из представлений, будто
тепло - “благо”, а холод - “вред”. Он был бы прав только наполовину.
Для целостного понимания явления нужно постигнуть само понятие
контроля и быть готовым к тому, что оба противоположных принципа
необходимы для его функционирования.
”Существует система духовного контроля человеческого сознания,
- пишет Ж. Валле, - и такие паранормальные явления, как НЛО,
суть ее проявления. Я не могу сказать, является ли этот контроль
естественным и спонтанным, объясним ли он в рамках генетики,
социальной психологии и обычных явлений или же он искусственный
по своей природе и находится в руках какой-то сверхчеловеческой
воли. Очень может быть, что он целиком обусловлен законами,
к которым мы пока еще даже не подступились... ”
Между тем добраться до сути любой системы контроля вполне возможно.
Даже ребенок может, взобравшись на стул, изменить регулировку
термостата, вызвав определенную реакцию. (Правда, такой реакцией
могут стать звонкие отцовские шлепки. Но дорога к высшему знанию
полна неожиданностей.) Наверняка можно добраться и до контроля
феномена НЛО, забыть о духах, о шутках и историях, связанных
с внеземными контактами, и сосредоточиться на настоящей науке.
Но надо быть очень смышленым, а также очень смелым.
Психологи Б.Ф. Скиннер и Чарльз Ферстер показали, в каких условиях
организм, реагируя на внешнее раздражение, учится новому поведению.
Мы знаем также, при каких условиях такое обучение становится
необратимым. Глубоких изменений в поведении животных (и человека)
можно добиться избирательным подкреплением некоторых действий,
например, давая пищу голубю лишь тогда, когда он нажмет на определенный
рычаг. Однако одни подкрепления более эффективны, чем другие.
Если тренировка слишком однообразна и монотонна, то обучаемый
останавливается в своем развитии и даже возвращается на более
низкую стадию. Наилучшая программа подкрепления комбинирует
периодичность и непредсказуемость. В этих условиях обучение
идет медленно, но непрерывно и приводит к высшему уровню адаптации.
Эти условия очень похожи на схему, которой придерживается феномен
НЛО: значительная активность с последующими периодами спокойствия,
создающими впечатление полного его исчезновения. Пытается ли
этот феномен нас чему-то обучить? При каждой новой волне наблюдений
социальное воздействие становится более значимым. Растет число
людей, завороженных космосом, новыми границами самопознания,
новым образом человека.
Схема волн НЛО имеет такую же структуру, как и программа подкрепления.
Если феномен НЛО действует по принципу программы подкрепления
Скиннера, то обучение займет много времени, но уже никогда не
забудется. И может так статься, мы никогда не встретимся с нашими
учителями...
Человеческой жизнью правит не череда упражнений, направленных
на разрешение тех или иных проблем, а воображение и миф, которые
подчиняются строгим законам, а те в свою очередь управляются
системами контроля. Если НЛО действуют на мифологическом и духовном
уровне, то их деятельность невозможно обнаружить обычными методами.
Такая цивилизация, как наша, ориентированная на технический
прогресс, не может позволить себе долго игнорировать появление
в небе объектов, бросающих вызов ее законам физики и достижениям
ракетно-космических программ. В конечном счете, мы должны изучать
НЛО, а это изучение в свою очередь неизбежно внесет свой вклад
в подкрепление. Но ученые, скорее всего, будут вхолостую “гонять”
свои знания, поскольку феномен выходит за рамки всех известных
категорий. НЛО нельзя изучать с помощью обычной исследовательской
техники, если они сами являются целенаправленным средством изменения
человеческих представлений.
Какая переменная может регулироваться такой системой контроля?
Термостаты контролируют температуру; гироскопы - направление
полета ракет. Что же может контролировать паранормальный феномен?
“Человеческую веру, которую он контролирует и обуславливает,
- считает Ж. Валле. - Мифология определяет некий уровень нашей
социальной реальности, неподвластный обыкновенным политическим
и интеллектуальным тенденциям. На этом уровне структуры времени
растянуты, а эволюция - медленна”. Над судьбами цивилизаций
властвуют долгосрочные изменения. Мифы управляются символами,
а язык, облекающий эти символы в формы, представляет собой законченную
систему металогики. Она не нарушает никаких законов, поскольку
сама является субстанцией, творящей законы. Этот феномен функционирует
как операционная система символической коммуникации на уровне
всего земного шара. Он взаимодействует с чем-то неизвестным,
принадлежащим человечеству в целом и является составной частью
окружающей Среды, системой контроля человеческой эволюции.
Круг этих вопросов имеет непосредственное отношение к проблематике
Иного царства, объясняя механизмы и принципы его взаимодействия
с человеческой реальностью в терминах максимально адаптированных
к специфике современного мировосприятия.
* * *
Подведем итоги. В период, предшествовавший появлению человека,
на Земле сформировалась некая высшая форма жизни. В определенный
момент данная форма, была вынуждена уступить жизненное пространство
человеку. Несмотря на изменившиеся условия, некоторой части
этих существ удалось выжить и приспособиться.
Следствием возникшего антагонизма стал непрекращающийся конфликт
между этой древней формой с одной стороны и человеком с другой.
Под этим мы подразумеваем систематическое воздействие на человеческую
среду с целью не допустить реализации человеком некоего потенциала,
условно определяемого нами как “комплекс наместника”.
Вольно или невольно, но мы стали заложниками «даров» предложенных
нам Иными.. Мы открыли «Малахитовую шкатулку» с диковинными
украшениями, которые на деле оказались теми самыми «дарами Пандоры»
со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Литература:
Авеста в русских переводах, (1861-1996). СПб.,
1998.
Агафангел, еп. Вятский Книга Иова в
русском переводе с кратким объяснением. Вятка,1860.
Акимушкин И. Исчезнувший мир. М., 1982.
Антонов А. Возвращение серпентоидов //
Наука и религия. № 9. 1995.
Анучин Д.Н. К истории ознакомления с
Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание “О человецах незнаемых
в восточной стране”. Археолого-этнографический этюд М., 1890.
Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования.
М., 1997.
Асов А. Убежище Черноморского Змея //
Наука и религия. № 9. 1995.
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян
на природу (в трех томах). М., 1994.
Багдасаров Р. Неуместные боги // Волшебная
Гора. № VII.1998.
Бадж У. Легенды о египетских богах. 1997.
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Калининград,
1994.
Библия. Синодальный перевод. М., 1995.
Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана.
Киев, 1991.
Блинов М Посвящение Царицы Змей // Наука
и религия. № 8. 1993.
Бухарев А.М. Святой Иов многострадальный.
Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864.
Джоан О/Брайан, Мань Хо Квок Фэн Шуй.
М., 1997.
Бурганский Г., Фурдуй Р. Истребители
динозавров древние люди?.. // Техника Молодежи. № 9. 1982.
Валле Ж. Великие загадки Земли. М., 1995.
Виллис Р. Древняя галерея Акамбаро //
Техника Молодежи. № 10. 1971.
Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли.
М., 1986.
Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы
Библии. Ветхий Завет. Милан-Москва ,1992.
Горбовский А. Старые загадки истории
и новые гипотезы.
Гусева Н.Н. Дао-дракон // Дельфис. №
4(12). 1997.
Дмитрук А. Битва богов. Киев, 1996.
Эрих фон Дэникен Золото богов. М.,1998.
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.
Житие с акафистом св. благоверным князю
Петру и княгине Февронии Муромским чудотворцам. М.,1997.
Задорожный В. Сколько нравов у змеи?
// Наука и религия. № 1. 1989.
Иванченко В. Змеиные тайны Алтая // Наука
и религия. № 9. 1995.
Иванченко В. Знак Пещеры // Ориентация.
№ 4.1995.
Каган Р. Образ Левиафана в Танахе. М.,
1997.
Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная
Разумная). М., 1992.
Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого
Иова. Спб.,1997.
Криничная Н.А. Предания Русского Севера.
Спб., 1991.
Кузовкин А. НЛО - невидимая реальность
// Мы и НЛО. 1990.
Кузовкин А., Непомнящий Н. Феноменальное.
Из летописи наблюдений. JOSSI 1991.
Р. Шваллер де Любич О символе и символическом.
1997.
Макридичев Б. Чудский ящер - реликт мезозоя?
// Техника Молодежи. № 7. 1984.
Мамонтов В. АЯ - вершина эволюции? //
Природа и человек. № 4. 1990.
Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.
Медведев А.Н. Кунг-фу: Формы Шоу-дао:
Истоки искусства Ниндзя. М., 1991.
Мейлах М.Б. Левиафан // Мифологический
словарь. М., 1992.
Мифологические рассказы русского населения
Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
Мифы исчезнувших цивилизаций. Саратов,
1996.
Мифы народов мира. Энциклопедия. М.,
Минск, 1994.
Мичелл Дж., Рикард Р. Феномены книги
чудес. М., 1990.
Невозможная цивилизация? М. 1996.
Жерар де Нерваль История о царице Утра
и о Сулаймане, повелителе духов. М., 1996.
Непомнящий Н. Экзотическая зоология.
М., 1997.
Орлов А. О негативной карме сил добра
// Волшебная Гора.№ VII. 1998.
Парнов Е. Кольца змея. М.,1996.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной
сказки. 1996.
Пятикнижие Моисеево или Тора с русским
переводом, комментарием, основанным на классических толкованиях
Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и других, и гафтарой. Иерусалим
5750 (1990).
Робертсон Б. АСТАР - Сектор 9. THETA-CLUB,
1997.
Саган К. Драконы Эдема. М., 1986.
Стегалин А. В начале были змеи... //
Наука и религия. № 4. 1994.
Сказки и повести Древнего Египта. Ленинград,
1974.
Флавий И. Иудейские Древности. Минск,
1994. т. 1.
Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков
древних цивилизаций. М., 1997.
Шапошникова Л. Мудрость веков // Наука
и религия. № 10. 1989.
Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет.
Том I. Книга Бытия. М.,1994.
Шемшук В. Наши предки. RUFORS, 1996.,
1997.
Штекль А. История средневековой философии.
М., 1912.